Итоги девяти месяцев в агропроме
На календаре – четвёртый квартал сельскохозяйственного года, довольно нелёгкого для крестьян во всех отношениях. А значит, оглянувшись немного назад, можно говорить, что нам, как всегда, чего-то удалось достигнуть, а что-то сделать, наоборот, не получилось. И многое идёт не так, как хотелось бы. Хотя засуха засухой, а государственная поддержка отрасли никуда не ушла, скорее, её даже нарастили в соответствии с программой развития АПК на перспективу. Финансирование агропрома области увеличивается по новым и старым направлениям. И этого никто не сможет оспаривать. Хотя бы потому, что есть говорящие результаты работы агросектора Павлодарской области. Если о таковых вообще можно судить по итогам девяти месяцев.
Эффект не одинаков
Вложения в АПК действительно идут, и остаётся решить главные задачи, поставленные перед аграриями и животноводами, – повысить эффективность государственных вложений в агропром. Это касается и производителей сырья, несмотря на засуху, и переработчиков местной продукции, а они давно хотят, но не могут использовать свои мощности полностью. Поэтому даже цифры, демонстрирующие очевидный рост по ряду направлений, достигаются как раз во многом благодаря поддержке, оказываемой государством. А она немаленькая. На развитие сельского хозяйства области по году в общей сложности выделено из бюджетов всех уровней 44,8 миллиарда тенге, освоено за девять месяцев в агропроме 29 834,7 миллиона тенге, то есть 67 процентов. Это средства на развитие разных направлений.
Эффективно ли вкладывали в дело получаемые средства, так ли определили приоритеты? Это всегда вопрос спорный, но вполне определяемый по результатам – первым реальным показателям и отложенному эффекту, который в сельском хозяйстве имеет огромное значение в силу самой специфики сельского труда. Тут многое диктуют чисто биологические факторы, зачастую растянутые во времени, и особенно это проявляется в животноводстве.
То, что видим
Как бы там ни было, а видимый эффект работы уже сейчас, когда ещё октябрь на дворе и только через квартал итоги года можно будет подводить, даже по промежуточным цифрам заметен. По данным, имеющимся в облсельхозуправлении, а они опираются на статистические цифры, в сельскохозяйственной отрасли Павлодарской области произведено за три ушедших квартала растениеводческой и полеводческой продукции на 319,7 миллиарда тенге. Причём не только за счёт продолжающегося повышения цен, но и благодаря росту производства, оцениваемого тоннажем реальной продукции. Так что, как видим, финансовая поддержка даёт эффект и, несомненно, влияет на реальное производство. Хотя если посмотреть на индексы физического объёма, то область уже ощущает последствия случившейся засухи. ИФО по трём кварталам – 91,4 процента. Животноводство принесло 183,8 миллиарда тенге, или 107,2 процента, а вот растениеводство – лишь 135,8 миллиарда, а это почти на 20 процентов меньше, чем год назад. Но в прошлом году и урожай был в два с лишним раза обильней.
И это ещё не до конца рассчитаны финансовые результаты в растениеводстве – ведь уборочная хоть и заканчивается, но ещё не завершена, закупочные цены на зерно и другую продукцию растениеводства определены, думается, как первоначальные. Даже с кормами на зиму не всё ещё понятно. То есть к концу года пресловутый ИФО опять может измениться и, скорее всего, не в сторону увеличения. А это одна из главных позиций при оценке работы отрасли.
ИФО – не главное?
С другой стороны, соглашусь с некоторыми экономистами: нельзя мерять реальное производство только по принятому индексу, оценки должны даваться по гораздо большему числу параметров. А сколько миллиардов тенге с учётом урожая и произведённой в четвёртом квартале животноводческой продукции окажется у нас в конце года, ещё увидим. При этом позиция властей и государства в целом остаётся неизменной: в сельском хозяйстве нужно продолжать назревшие реформы, обновлять подходы, ориентируясь прежде всего на рост производительности труда. А это значит – продолжать техническое перевооружение, брать в работу современные технологии, позволяющие наращивать производство. А раз так, то и вложения в отрасль будут не только не прекращаться, но и увеличиваться, что, кстати, уже стало практикой. А пока, повторим, и областное руководство, и акиматы районов на местах требуют от крестьян повышения эффективности вложений государственных средств. Да и те, что выделяются банками в частном порядке, тоже должны идти в дело, приносить доходы.
Куда вкладываем?
А как павлодарцы распорядились выделенными в этом году средствами на развитие сельского хозяйства? Напомню, из 44,8 миллиарда тенге освоили 29 834,7 миллиона. Больше всего пошло денег на выплату инвестиционных субсидий, обладающих большим потенциалом отложенного эффекта. На выплату таких субсидий ушло в общей сложности 9 миллиардов 370 миллионов тенге, на субсидирование развития животноводства – 8 миллиардов 863,8 миллиона, на субсидирование банковских ставок вознаграждения выплачено более семи миллиардов тенге, и свыше миллиарда тенге ушло на субсидирование затрат перерабатывающих предприятий. На субсидирование минеральных удобрений – 914,4 миллиона, на удешевление пестицидов – без малого полтора миллиарда. По новой строке – кредитование областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы – на инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе использовали десять миллиардов тенге.
А вообще, всё у нас по проверенной, хотя и изменённой схеме: субсидии идут на поощрение производства продукции, на воду для полива, на удешевление процентных ставок по льготным кредитам, на семеноводство и удобрения, на завоз скота и приобретение новой техники. Популярная мера – возмещение части расходов, понесённых крестьянами на инвестиции в свои проекты. Есть бюджетные кредиты для содействия развитию предпринимательства на селе, например, на микрокредитование по проекту «Ауыл Аманаты» выдано полтора миллиарда, то есть все выделенные по программе средства.
Но этим не ограничиваются вложения в отрасль. Подсчитано, что в этом году за первые девять месяцев инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных предприятий области достигли 98,4 миллиарда тенге, это 107,2 процента по отношению к прошлому году. Именно благодаря инвестициям нынче в АПК области планируется ввести семь производств стоимостью 3,7 миллиарда тенге и создать здесь 103 постоянных рабочих места. Реализовано четыре проекта – на 1,7 миллиарда. А через ИС «Интеграционная карта создания рабочих мест» трудоустроено 43 сельчанина. Много проектов ещё остаются к исполнению и станут заделами под ввод в будущем году. Вот и выходит, что в развитие действительно вкладываются солидные суммы, причём ежегодно и с нарастающим потенциалом. Есть и отдача от них.
Рассчитывали на лучшее
Единственное неудачное вложение – в расширение посевов, но тут уж ничего не попишешь – вмешался пресловутый природный фактор, кстати, не такой уж редкий в нашей зоне рискованного земледелия. Тут никуда не уйти: неудачно в этом году развивается ситуация в растениеводстве. Крестьяне Павлодарской области вновь расширили посевные площади, хорошо вложились в будущий урожай. В итоге общая уборочная площадь в этом году, уже после списания совсем погибших посевов, насчитывала 1 267,4 тысячи гектаров. И ясно, что при урожайности в 4,3 центнера зерна с гектара на дивиденды крестьянам рассчитывать в этом сезоне невозможно. Хотя полевые работы проводили, хорошо подкрепившись кредитными ресурсами. Теперь займы придётся выплачивать, пусть даже их немного отсрочат – всё равно платить. Конечно, обидно. Ведь полеводческий сезон провели без срывов и авралов, разве что во время посевной были ситуации из-за погоды, да уборочная двигалась с большими перебоями из-за дождей. В целом же все культуры посеяли относительно вовремя, дальнейшие полеводческие кампании проводили тоже в соответствии с технологическими картами, хорошо работали с паровыми землями.
Государство поддерживало крестьян во время основных полеводческих кампаний, выделяя удешевленную солярку, даже для проведения кормозаготовки. А в итоге – засуха и неурожай. И неизвестно ещё, чего ждать от масличных культур, после такого лета вряд ли стоит надеяться на хотя бы средние намолоты того же подсолнечника. Но на орошении засуху не ощутили, опять ожидается рекордный урожай картофеля, да и овощей берём больше, чем в прошлом году. Уборочная, в общем-то, подошла к концу. Как и кормозаготовка: есть пока процентов 95 к потребности, частично недостаток грубых кормов придётся возмещать концентратами, зерно для этого закупалось заранее. Так что от полеводства, ещё до подведения окончательных итогов уборочной кампании, особо ждать нечего. Орошаемый клин пока не способен возместить общие потери от засушливого лета.
А животноводство прибавляет
Но животноводческая отрасль, наоборот, демонстрирует рост, за исключением продолжающегося спада в производстве куриных яиц. И яйца постепенно растут в цене, как, в общем-то, и молочная, и мясная продукция. Но это уже результат общих инфляционных процессов в стране и на международных рынках. В целом же за прошедшие девять месяцев животноводство выдало продукции на 183,3 миллиарда тенге, продемонстрировав рост на 7,2 процента. Если бы сохранить подобные темпы роста и в дальнейшем!
А ведь животноводство – отрасль специфичная, тут эффект от вложений, как правило, отложен и растянут по годам. В животноводстве, повторим ещё раз известную истину, чисто по биологическим причинам невозможно делать резкие скачки в производстве. А всё происходящее – эффект прежних вложений. Тем не менее к 1 октября производство мяса в живом весе возросло на 12,1 процента, молока – на 4,4 процента, производство яиц, наоборот, уменьшилось на 2,7 процента. В натуральном выражении это выглядит так: мяса произвели в общей сложности 80,8 тысячи тонн, молока – 360,3 тысячи тонн, яиц выдали в торговую сеть 178,5 миллиона. Экспорт мяса, мясной продукции и яиц достиг 792,5 тонны, на 82 процента превысив аналогичный показатель прошлого года (435,7 тонны).
В значительной степени многое достигнуто экстенсивно, за счёт роста поголовья скота. Хотя сам процесс увеличения поголовья тоже можно оценивать только положительно. К началу октября в области числилось 544,9 тысячи голов крупного рогатого скота, немного больше, чем в прошлом году. Овец стало тоже больше, их поголовье доведено до 616,8 тысячи, областной табун лошадей увеличился на 5,4 процента, сейчас в нём 249,6 тысячи голов. Свиней имеется на откорме 17,8 тысячи, то есть их поголовье приросло на 38,2 процента.
Действует ли тут программа интенсификации животноводства, сразу понять трудно, в этом отношении у нас пока ещё больше задач, чем свершений. Во всяком случае, несмотря на все успехи, молоком, например, наши производители не обеспечивают полной загрузки имеющихся перерабатывающих предприятий. А цель ставится именно такая, хотя и переработчики не стоят на месте – увеличивают постепенно свои мощности. Значит, курс нововведений себя должен оправдать, а он заключается в том, что сейчас надо государственную поддержку животноводства направить в основном на экономические стимулы повышения заинтересованности крестьян. И система субсидирования не может не трансформироваться, ведь время идёт вперёд, что-то меняется, и при этом у нас неважно используются возможности личных подсобных хозяйств в производстве молока. Собираем его с подворий лишь частично, остановившись в своё время на создании определённого количества заготовительных пунктов. И здесь тоже надо подумать о комплексном подходе к решению важной проблемы.
Считается, что и экспортный потенциал у нас выше достигнутого, но некоторые с подозрением относятся к экспорту, утверждая, что он сам по себе провоцирует повышение цен на внутреннем рынке. С этим трудно согласиться, если учесть, что причины общей инфляции гораздо глубже. А тем временем мясо, молочная продукция на рынках дорожают, пока сезон – держатся лишь цены на местные овощи и клубни. А дальше всё придёт к общему знаменателю – жить вне общей экономической ситуации сельское хозяйство не может. Нравится нам это или нет. Хотя, резюмируя наш обзор, можно отметить: инвестиции в отрасль растут, их эффективность тоже повышается, сельскохозяйственная отрасль с приличными показателями идёт к концу года. Но всё пока очень хрупко, тем более крестьянам ещё долго придётся ощущать экономический удар, нанесённый случившейся этим летом засухой.
Владимир ГЕГЕР.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.