Непредсказуемый сброс воды из Шульбинской ГЭС в Восточном Казахстане затопил низменные и луговые территории Павлодарской области.
О чрезвычайном событии я узнал по телефону. Моему товарищу в воскресенье, 15 октября, позвонили друзья-рыбаки и сообщили, что срочно «сматывают удочки», так как остров в районе села Потанино, где они рыбачили, затапливает поднявшаяся иртышская вода. И что она уже захлестнула стога сена, которые на зиму для скота заготовили сельчане.
Если этот водяной вал дошел практически до Павлодара, то наверняка ситуация в Майском районе области значительно хуже. Такое предположение оказалось верным. Как удалось узнать в сети, «в связи с увеличением боковой приточности рек Ульба и Уба сброс с Шульбинского водохранилища с 1 октября увеличен с 650 (летнего уровня) до 1000-1100 м3/сек. Согласно сведениям Ертисской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов, сбросы в таких объемах – до 13 октября включительно. Заранее предупредите, пожалуйста, КХ о своевременном сборе заготовленного сена. Вода будет держатся до 23-24 октября!»
Что касается Майского района, то информацию о затоплении его территорий я нашел в материале своей коллеги. Она приводит слова руководителя ТОО «АгроЭкспортПавлодар» из этого района Канатбека Узембаева, у которого имеется большая ферма. Он сообщил, что к ним в пойму зашла большая вода. Сенокосная бригада отправилась на дальний участок, чтобы заготовить сено на зиму, а там – вода. «Буквально нож в спину загнали: и сена не скосить, и дороги затапливаются. А вот весной необходимого природоохранного попуска воды здесь так и не дождались», – сетует фермер.
Информацию подтвердили в акимате Майского района. Сообщили, что сельчане скосили еще не всю траву с лугов и убрали с них не всё сено. Там теперь вода. Что касается ТОО «АгроЭкспортПавлодар», на сегодняшний день заготовлено 4500 рулонов сена, нехватка его – около 9000 тюков. Общая площадь сенокосных угодий – 2500 гектаров. На сегодняшний день скошено около 1500 га.
А есть и другая информация. Как прокомментировал в интернете один неравнодушный читатель: «Из-за минимального затопления поймы весной фермеры недополучили необходимого запаса сена. Усугубила положение летняя засуха, уничтожившая часть степных сенокосов, из-за чего павлодарским властям пришлось раскошеливаться на два млрд тенге, чтобы поддержать хозяйства и субсидировать корма. В этом свете осенний сверхнормативный сброс воды с водохранилища выглядит настоящим вредительством».
В свою очередь депутаты Мажилиса просят министра водного хозяйства и ирригации Нуржана Нуржигитова срочно вмешаться в ситуацию и прекратить сверхнормативные сбросы воды в Иртыш. «Это не только влечет ущерб сельхозтоваропроизводителям Павлодарской области, но и приводит к излишнему расходу воды из Бухтарминского водохранилища, которое вместо накапливания воды к началу природоохранного попуска 2024 года бездарно расходует свои водные запасы», – написал на своей странице в Instagram мажилисмен Нуржан Ашимбетов.
Резюме на воскресенье, 15 октября: в Министерстве водного хозяйства пока никак не прокомментировали ситуацию. К слову, ранее депутаты в своем обращении к Премьер-министру РК уже просили разобраться по вопросу сверхнормативных сбросов воды осенью и зимой. Судя по этому ЧП, история повторяется. «Вместо накопления запасов водохранилищ – потеря огромных водных ресурсов», – написали тогда депутаты Парламента.
Не располагая всеми данными по этому происшествию, не берусь давать ему точную оценку. Лишь замечу: увеличенный сброс воды осенью с 650 до 1000-1100 м3/сек. – это уже нештатная ситуация. Но никто, начиная с министерства, бассейновой инспекции и руководства ГЭС, не удосужился предупредить руководителей территорий ниже по течению реки и сельчан о сбросе воды и выходе ее на пойму и в низины. Это что – непрофессионализм, головотяпство или, как написал читатель, явное вредительство? Каждый год на лугах остаются стога скошенного сена, а зимой по льду через Иртыш и протоки их вывозят к местам зимовки скота. И вот теперь сено подмочено. И кто за это ответит?
В одном из материалов на эту тему я писал, что каскады ГЭС Восточного Казахстана периодически сбрасывают излишки воды, мотивируя тем, что водохранилища переполняются. Хорошо, пусть будет так. Но тогда почему весной, когда надо по графику делать попуск воды для обводнения иртышской поймы той же Павлодарской области, оказывается, что в водохранилищах ГЭС минимум запаса воды, и он зарезервирован для выработки электроэнергии? Это как понимать? Где, в конце концов, со своим контролем Министерство водного хозяйства, Ертисская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов, межведомственная комиссия по использованию водных ресурсов Иртышского каскада водохранилищ? В ее состав, замечу, входят представители министерств энергетики, природных ресурсов, акиматов Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей, КЕGOC, гидроэлектростанций, ГРЭС, общественных организаций. Где их голос? И как они объяснят сельчанам «неожиданный паводок» и затопленные сенокосы и стога?
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.