Не первый год Минсельхоз вместе с Правительством РК продвигают идею дистанционного зондирования земли в целях уточнения данных о состоянии земельных ресурсов в стране, в каждой области и даже применительно к каждому району.
Уже в начале года появилась конкретика, космический мониторинг земель сельхозназначения становится реальностью, и через время, когда этот ресурс заработает так, как ожидается, многое, наверное, выплывет реальных данных о наших посевах, о состоянии земель и пастбищ. Об этом можно говорить, пытаясь оценить эффект первых шагов в космическом мониторинге.
В частности, во время брифинга в региональной службе коммуникаций Мурат Хамитов, руководитель управления земельных отношений Павлодарской области, рассказал, что у нас делается в этом направлении. Кстати, результаты космического мониторинга рационального использования земельных ресурсов сегодня есть возможность получать через отраслевой геосервис АО «Национальная компания «Қазақстан ғарыш сапары», на электронном ресурсе zher.gharysh.kz. При этом АО «НК «ҚҒС» проводит космический мониторинг земель всей страны, по всем основным направлениям, где обычно требуются для нормальной работы данные дистанционного зондирования земли. Это зачастую стратегические точки нашего развития: экология, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водные ресурсы, землепользование и недропользование. И это не полный перечень направлений, где может требоваться ясная картина состояния земель в Казахстане.
Уже первые данные, а они получены в обобщённом виде и более подробно – для кабинетов районных земельных отделов, могут сказать многое. К примеру, в Павлодарской области по результатам космического мониторинга, проведённого в прошлом году посредством геосервиса «Ғарыш сапары», удалось выявить 370 тысяч гектаров неиспользуемых земель сельхозназначения. Это вдобавок к тому, что было найдено обычным путём. По этим землям началась конкретная работа, зачастую порядком затруднённая по ряду причин. Тем не менее на 195 тысячах гектаров ранее неиспользовавшихся земель их хозяева приступили к использованию своих участков.
Только 15 тысяч гектаров возвращены государству. На первый взгляд – очень мало, но этому есть причины, касающиеся соблюдения действующего законодательства. Во-первых, после выявления и отправки хозяевам соответствующих уведомлений положено ждать год. И если хозяин земли не приступил к использованию участка либо не вернул его добровольно государству, только тогда можно приступать к судебным процедурам по изъятию неиспользуемой земли. Это тоже процесс, мягко говоря, небыстрый. Тут ещё попробуй найти конечного собственника того или иного неиспользуемого участка, в разные годы их оформляли в длительную аренду, зачастую собственники куда-то выехали, ушли из жизни, а то и вообще позабыли, что имеют в аренде землю. Вот и ищи их теперь, чтобы начать с ними работу, а иначе не выйдет, ведь гражданско-правовые сделки у нас никто не отменял, и суды здесь будут соблюдать права собственников.
Но космический мониторинг даёт эффект, есть порядок действий при изъятии земель, поэтому по 106 тысячам гектаров департаментом по управлению земельными ресурсами выданы соответствующие предписания. Ещё 19 тысяч гектаров находятся в работе департамента для последующего принятия мер, а судьбу 35 тысяч гектаров должны будут определить местные исполнительные органы городов и районов.
По состоянию на 1 сентября нынешнего года, по сведениям упоминавшейся «Ғарыш сапары», благодаря проведённому космомониторингу найдено 420 тысяч гектаров неиспользуемых либо нерационально используемых пастбищных угодий. Из них у владельцев 232 тысяч гектаров, как оказалось, вообще отсутствует скот. Выявлено 188 тысяч гектаров пастбищ с низкой нагрузкой, то есть меньше 20 процентов от норматива. И тут тоже большие трудности, потому что даже не определён порядок, как действовать тем же земельщикам, если пришла пора изымать кое у кого «лишние» пастбища. Попробуй докажи нагрузку на пастбище ниже 20 процентов. А если к осени человек просто партию скота продал, а новый скот ещё не приобрёл для пастьбы? И вообще, нужно сравнивать свои данные с данными государственного учёта скота, а это довольно сложный процесс взаимодействия двух систем учёта. Ну или, к примеру, по положению надо бы из полутора тысяч гектаров пастбища, закреплённого за фермером, изъять 200 «лишних» га. Как это осуществить, с какого конца отрезать пастбище? Лучше всего это делать по согласованию с хозяином, но это не всегда может получиться. И таких нерешённых возможных нюансов уже сейчас проявилось немало. Над ними нужно работать, чтобы специалисты на местах понимали, как им действовать в той или иной ситуации.
Пока же с целью автоматизации и цифровизации бизнес-процессов и для принятия мер в случаях нарушения правил землепользования, да и с целью осуществления профилактического контроля без посещения конкретного участка (с применением данных дистанционного зондирования) запущена платформа JerInSpectr. Её иначе называют «Кабинет земельного инспектора», он нужен для контроля и мониторинга рационального использования сельхозземель. Платформа размещена на серверах АО «НК «ҚҒС», при этом уже налажена связь с Национальным удостоверяющим центром и Базой мобильных граждан, сервисом 1414 и другими информационными ресурсами РК. Считается, что это позволит относительно быстро автоматизировать основные процессы при подготовке юридически значимых документов – речь идёт, например, о выписке уведомлений или предписаний властных структур.
Как ожидается, получать результаты анализа можно будет через JerInSpectr, тут полученные данные проверяются с выездом на место, а в случае подтверждения нарушения можно будет принимать соответствующие меры. Естественно, крайняя мера – изъятие надела – должна приниматься в соответствии с действующим законодательством и только уполномоченным на такие действия органом. В случае неподтверждения информации предусмотрены дальнейшая перепроверка и корректировка. По результатам изъятия земель начнёт формироваться единая база свободных земельных участков.
Владимир ГЕГЕР.
Фото с сайта world-nan.kz