Павлодарское Прииртышье – благодатная земля с неповторимой историей и культурой. Краеведение в нашей области имеет давнюю историю и связано с именами известных людей, очень многое сделавших для сохранения памяти о родной земле.
Вообще, под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом знания по географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания объединяются на географической базе.
Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Исследование собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности определенной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.
Действительно, есть некая незримая связь у каждого человека с его малой родиной. Сберечь самобытность невидимых в повседневной жизни пластов нашего наследия – это тот невероятный труд, которому отдавали тепло своего сердца ученые-краеведы Д.П. Багаев, Д.П. Приймак, И.В. Лагутин, Х.А. Аскаров и другие. И этот труд не виден до тех пор, пока человек вдруг не ощутит тягу к истокам, к своим корням, к единству с родной землей. Именно поэтому так важны для нас люди, которые, как говорил краевед Э.Д. Соколкин, «болеют всей душой за свой край, за свой народ». Вот несколько таких имён.
Дмитрий Поликарпович Багаев (1884-1958) – профессиональный фотограф-художник, краевед, историк, исследователь Павлодарского Прииртышья, директор Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина в 1942-1958 годах. Он родился в 1884 году в деревне Туманы Вятской губернии. Много сил и энергии отдал исследовательской, археологической и фотографической деятельности. Самостоятельно, пешком и на лошади, он посетил все уголки Павлодарского края и запечатлел своим фотоаппаратом жизнь длиною в 50 лет.
В 1905-м Дмитрий Багаев открыл в Павлодаре свой первый фотосалон, для этого арендовал дом. В начале своей деятельности Багаев определил главную задачу: «Фотография – не пустая забава, фотография – это наука, искусство, свидетельство времени». Будучи членом-корреспондентом Западно-Сибирского отделения Русского географического общества, он побывал почти во всех уголках края. Коллекция фоторабот на тему «Жизнь и быт казахского народа начала ХХ века» – это бесценное свидетельство истории. Багаев в фотографиях отразил реалии повседневной жизни казахов – душу, обычаи, бескрайние степи и живописную природу. В них не только история, но и объективная оценка времени. Дмитрий Поликарпович – уникальнейший человек. О нем написана книга «Дмитрий Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья» (авторы В.Д. Болтина, Т.Е. Покидаева, Л.В. Шевелева).
Иван Васильевич Лагутин (1913-2014)
– краевед, фотограф, художник, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Павлодара. Родился в селе Александров-Гай Самарской губернии в 1913 году. С 1920 года жил в Павлодаре. С 1958 по 1966 год возглавлял Павлодарский областной историко-краеведческий музей. С первых лет директорства организовывал первые художественные выставки в Павлодаре, создал художественный отдел при краеведческом музее, а на его основе в 1964 году – Павлодарский художественный музей, первый областной музей изобразительного искусства в Казахстане. При создании Баянаульской туристической базы разрабатывал маршруты походов, оказывал всесторонние консультации по краеведению. В его художественном творчестве значительное место занимают пейзажи Баянаула.
Ханафия Аскарович Аскаров (1917-2017)
родился 24 апреля 1917 года в семье простого кузнеца, столяра в селе Иртышск Иртышского района. После смерти родителей и близких родственников в 1933-1936 годах воспитывался в детском доме. В 1936 году окончил школу крестьянской молодежи с отличием, затем обучался на двухлетних курсах учителей в Алматы. В 1938 году работал в г. Талгар учителем казахского языка, географии в Алакольском районе Талдыкурганской области, в 1939 пошел на финскую войну. После ранения в городе Маннергейм вернулся на родину. С 1941 до 1944 работал заведующим Иртышской казахской десятилетней школой. В октябре 1944 года отправился на фронт, участвовал в войне с Японией. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За отвагу».
Вернувшись с войны, решил продолжить учительскую деятельность, окончил Семипалатинский педагогический институт. За свой 41-летний педагогический стаж был учителем, директором школы, заведующим районным отделом образования. После выхода на пенсию решил попробовать себя в журналистике. Печатался в республиканских газетах «Егемен Қазақстан», «Туркестан», «Дауа», областных «Руханият», «Сарыарқа самалы». Член Союза журналистов Казахстана, автор произведений «Ертіс өріндері», «Алаш зиялылары», «Даналық, тектілік, әулиелікәлемі». Был делегатом трёх Всемирных курултаев казахов, Всемирного религиозного курултая мусульман. В 87 лет совершил хадж в Мекку-Медину.
Мубарак Каримович Жаманбалинов
родился 7 ноября 1924 года в ауле Таттимбет (ныне Павлодарская область). Умер 23 января 2010 года в селе Иртышск Павлодарской области. Казахский детский поэт, журналист, краевед, писатель. Детство прошло в Новосибирской области, куда семья переехала в 1931 году, спасаясь от голода. Окончил сельскохозяйственную школу, работал агрономом в посёлке Татарск Новосибирской области. Затем окончил педагогическое училище в Омске, работал учителем начальных классов в Забулгинской начальной школе (Чанский район Новосибирской области).
В 1958 году переехал в Иртышск, работал в Павлодарской областной газете «Қызыл ту» корреспондентом по Иртышскому, Краснокутскому и Железинскому районам. После выхода на пенсию возглавлял Иртышскую районную организацию «Қазақ тілі» («Казахский язык»). В 1991 году организовал выпуск в Иртышском районе газеты «Ертіс нүры», был её первым редактором. Член Союза журналистов СССР (с 1958 года), Союза писателей СССР (с 1970). С 1992 года – почётный председатель Павлодарского областного отделения республиканского литературного общества «Ақ құс».
Был одним из активных организаторов айтысов акынов в Павлодарской области, неоднократно председательствовал в жюри. По его инициативе были огорожены безымянные кладбища, возникшие в результате голода 1931-1933 годов, на них установлены стелы и плиты. На площади Иртышска установлен мраморный камень в память жертв голода и политических репрессий. О голоде 1931-1933 годов написал поэму «Аштық азабы» («Муки голода»).
Первые стихи были опубликованы в 1952 году в журнале «Пионер» и в газете «Қазақстан пионері». Первый сборник стихов «Айнабұлақ» вышел в свет в 1956 году. Произведения для детей опубликованы в 13 книгах; часть стихов, загадок и скороговорок вошли в школьные учебники. Печатал также статьи, очерки, репортажи, фельетоны.
Т. АДАМОВ,
специалист экспозиционно-выставочного отдела Павлодарского областного
историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина.