Ветеран автодорог
Ветеран автодорог 02.03.2021

Ветеран автодорог

Он строил дорогу к озеру Жасыбай, принимал участие в строительстве объектов разреза «Восточный», возглавлял павлодарский филиал «Казахавтодора». За свой труд имеет множество наград и грамот, но самым главным для него остаётся звание «Почётный дорожник». Наш собеседник – ветеран дорожной отрасли Александр Оттович Гульм.

Дорожному делу посвятил 40 лет, которые пролетели быстро. Говорит, что стал дорожником по примеру родного дяди. В 1980 году молодого специалиста, с отличием окончившего Семипалатинский строительный техникум, отправили на работу в Калкаманское ДСУ-21.
– В то время строились дорога на ГРЭС-2, подъезд к озеру Жасыбай, объекты угольного разреза «Восточный», трасса Калкаман – Майкаин, – рассказывает Александр Оттович. – Начинал инженером по технике безопасности, в 1985 году назначили главным инженером, а в 1998 стал начальником ДЭУ, в 2007 году возглавил Павлодарский областной филиал РГП «Казахавтодор». К тому времени заочно окончил Алматинский университет им. Гончарова.
– Александр Оттович, с октября прошлого года вы вышли на заслуженный отдых. Но продолжаете интересоваться развитием дорожной отрасли. Как считаете, почему дороги, построенные в советское время, служили десятилетиями, а те, что строят сейчас, не выдерживают 2-3 лет? Раньше работали лучше?
– Работали одинаково хорошо и тогда и сейчас, а самое главное, меня радуют темпы строительства дорог, сегодня возводят красивые автобаны. Раньше мы могли видеть их только на картинке, а сейчас по ним ездим. К примеру, трасса Нур-Султан – Павлодар, различные транспортные развязки, сама дорога хорошая. Что там говорить, развитие идёт большое, используются новейшие технологии, современная спецтехника. Дороги стали намного лучше и качественнее. Проблем, конечно, много, они есть и всегда были. Раньше за плохое строительство дороги сразу привлекали к ответственности, а сейчас на отремонтированную дорогу дают гарантии от двух до пяти лет. Считаю, что в наши дни подрядчики должны быть более ответственными как за строительство новых дорог, так и за ремонт старых. В свое время я не терпел недобросовестных подрядчиков, халатного отношения к работе. Такого быть не должно. Важно уделять внимание и качеству дорожных знаков. От всего этого зависит человеческая жизнь, безопасность дорог должна быть на первом месте. Рычаги для повышения качества дорог уже есть – создана новая лаборатория «Национальный центр качества дорожных активов», думаю, ситуация в дорожной отрасли улучшится.
– По каким критериям определяется, что той или иной дороге требуется ремонт?
– Во-первых, сами пользователи начинают жаловаться, появляется частая аварийность, даже визуально можно определить по просадкам и появлению ям на полотне. Но самый главный показатель изношенности дорог – это частые аварии, уменьшение пропускной способности. Особенно это чувствуется в зимний период.
– Какие дороги в Павлодарской области, по-вашему, наиболее проблемны?
– На мой взгляд, сегодня самой проблемной дорогой стал участок Ленинск – Иртышск – Русская Поляна. Автомобилисты жалуются, что там уже ездить невозможно, и местные дорожники это видят, но отремонтировать не могут, потому что дорога проходит по российской территории. А наши соседи не хотят её ремонтировать. Ещё один проблемный участок – Успенская трасса, которая сейчас сильно загружена, с южного направления по ней проезжает большой поток машин в сторону Новосибирска. Для поддержания состояния она периодически ремонтируется, но этого ремонта хватает от силы на два года.
– Кстати, о перегруженности. Основная часть дорожных сетей построена в 60-70-е годы прошлого столетия. В последние десятилетия количество транспорта увеличилось, большая часть грузовиков имеют грузоподъемность более 40 тонн.
– К сожалению, перегруженные грузовики разрушают и портят дороги. И это большая проблема. Тем более сейчас, когда машины сами стали тяжелыми даже без груза. Наши автодороги не рассчитаны на тяжеловесный транспорт. Если за рубежом для большегрузов существуют отдельные дороги, то у нас такой альтернативы нет. Дорога одна, и от перегруза полотно быстро изнашивается. Особенно если тяжеловесная машина проедет по отремонтированной дороге, она её разрушает мгновенно, некоторые грузовики даже оставляют на асфальте колею. Этого нельзя допускать. Нужно помнить, что дорога требует больших затрат на ремонт и строительство.
– В мае 2019 года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». С этого времени началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств. Как вы оцениваете значение новой организации?
– Это хорошо, что лаборатория стала независима, она не подчиняется местным дорожным организациям. Радует и то, что лаборатория Национального центра качества дорожных активов имеет современную техническую оснащённость, работают в ней опытные инженеры и лаборанты. Перед ней стоят задачи по контролю качества и безопасности наших дорог. Существование такой организации повышает ответственность подрядчиков. Сегодня существуют новые методы оценки и проверки качества ремонтируемых дорог, в том числе это передвижные дорожные лаборатории, оснащённые современным оборудованием. Когда начинал работать, методы проверки качества применялись простейшие. Большое значение придавали используемым материалам, их качеству. Тогда тоже были лаборатории, но они существовали на каждом асфальтобетонном заводе. На самой дороге в основном проверялись толщина, ширина. Входной контроль был везде: как на дорогах, так и на заводе.
– В ближайшее время многие республиканские трассы – автобаны сделают платными. Как вы относитесь к такому новшеству?
– Конечно, это хорошо. Но только если плата за проезд по трассе будет доступна для каждого, потому что у нас нет альтернативных дорог. И содержание их должно быть всегда на высоте.
– Что ценного было и хочется сохранить сегодня?
– Самое ценное – это люди, хорошие специалисты-дорожники. Статус дорожника должен быть всегда в почёте. Необходим научный подход к работе. Раньше кандидат технических наук приходил на завод, а сейчас это редкость. Нужна преемственность в обучении специалистов, и самое главное – должна быть перспектива роста в профессии, тогда будет интерес, стимул в работе.

Жанара ЖУСУПОВА.


Количество показов: 177

Возврат к списку

Входите, закрыто!
09:00 19.04.2021

Без деления на округа
14:43 18.04.2021

Время отчитаться
16:41 17.04.2021

Огонь в монастыре
11:38 17.04.2021

Нужно сдержать цены
16:59 15.04.2021

Бензиновая лихорадка
14:56 15.04.2021

Вакцинируются всё больше
12:53 15.04.2021

Уберём начисто
11:02 15.04.2021

Сезонные угрозы
08:44 15.04.2021

Ничейный дебют
15:39 14.04.2021

Судьба солдата
10:34 14.04.2021

Что нам стоит дом построить
20:18 13.04.2021

Гагарин и Куба
17:32 13.04.2021

«Мы о таком даже не мечтали». Как интернет поменял жизнь в ауле
17:29 13.04.2021

Из-за «неправильной» трубы
16:30 13.04.2021

В лучших традициях
15:27 13.04.2021

Новые вагоны
14:26 13.04.2021

Священный месяц
14:21 13.04.2021

В «жёлтой» зоне
10:11 13.04.2021

Пустила корни
17:10 11.04.2021

Под собственным брендом
16:07 11.04.2021

Отключат позже
15:02 11.04.2021

Смотать удочки
11:59 11.04.2021

Новая рубрика "Добро пожаловаться"
15:56 10.04.2021

Апрельская уборка
10:19 10.04.2021

Зазеркалье Прииртышья
11:28 09.04.2021

Куда текут молочные реки
10:26 09.04.2021

«Невольник чести»
16:33 08.04.2021

Синие, зелёные и социальные
14:06 08.04.2021

Внеочередные квартиры
12:19 08.04.2021

Уберечься от инфекции
10:17 08.04.2021

Решающая пора
10:12 07.04.2021

Королевский гамбит
17:10 06.04.2021

Без формализма
15:59 06.04.2021

Нужна профилактика!
15:08 06.04.2021

Баллада о весёлых человечках
15:01 04.04.2021

Воды вешние, обильные
14:12 04.04.2021

«Милосердный» хакер, или Первое правило работы в Интернете
12:51 04.04.2021

Неделя без тепла
11:11 04.04.2021

Будем жить, птички!
09:00 04.04.2021

Дождались обновления
12:08 03.04.2021

Грядкам быть
11:04 03.04.2021

Пишем дома?
14:48 02.04.2021

Медальный улов
12:05 02.04.2021

Прикладные шедевры
10:39 02.04.2021

С музыкой народа
17:35 01.04.2021

Учитель математики - мастерица на все руки
16:31 01.04.2021

Такая помощь нужна!
14:27 01.04.2021

Снова за парту!
13:23 01.04.2021

Брошенные трубы
12:16 01.04.2021

Весенний день год кормит
10:09 01.04.2021

Вопросов больше, чем ответов
17:53 30.03.2021

Пути развития
16:00 30.03.2021

Старая песня о главном
15:00 30.03.2021

Слушания перенесены
10:34 30.03.2021

Мониторинг по-новому
08:27 30.03.2021

Мистерия о «Мастере…»
11:42 29.03.2021

Ещё одна история любви…
08:39 29.03.2021

В поддержку крестьянам
11:16 28.03.2021

Право имеют
12:08 27.03.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт