Такая помощь нужна!
Такая помощь нужна! 01.04.2021

Такая помощь нужна!

В Казахстане и других странах СНГ ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. По статистике, каждый 88-й ребёнок в мире страдает этим недугом, связанным с заболеванием нервной системы, а проявляется он в задержке развития, нежелании контактировать с окружающими и дефиците эмоций. Специалисты центра «Асыл Мирас», открывшегося в Павлодаре в конце прошлого года, рассказали о том, какую работу проводят, чтобы помочь таким детям и семьям, где они воспитываются.

Начнём с того, что Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма учреждён Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года, а первые мероприятия состоялись 2 апреля 2008 года. В резолюции описаны масштабы аутизма и установлены главные цели этой даты. Как правило, именно в этот день устраиваются семинары, образовательные лекции и конференции по вопросам и проблемам аутизма. В медицинских кругах проводятся мероприятия по повышению квалификации, обмену опытом. Кроме того, благотворительные фонды собирают средства на помощь тем, кто страдает от этого недуга.
Надо сказать, что аутизм наблюдается в четыре раза реже у девочек, чем у мальчиков. Он нарушает работу некоторых участков мозга, а даёт о себе знать в течение двух лет жизни. Со слов некоторых зарубежных специалистов, методик, приводящих к полному выздоровлению, пока не существует. Другие заявляют, что если уделять ребёнку достаточно внимания и заниматься этой проблемой, то её можно победить. А третьи приводят данные о том, что учёные обнаружили у детей с аутизмом выдающиеся способности.
В Павлодаре аутизм-центр «Асыл Мирас» начал работать в конце декабря прошлого года по адресу: улица Луначарского, 20. Он открылся по программе фонда крупного казахстанского предпринимателя и общественного деятеля Булата Утемуратова «Аутизм. Мир один для всех» по меморандуму, подписанному с акиматом Павлодарской области.
Благотворительный фонд Булата Утемуратова реализует эту программу с 2015 года. Она направлена на изучение и внедрение в Казахстане наиболее эффективных методик помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Их главная задача – выявление нарушений на самой ранней стадии, социализация детей, развитие у них необходимых навыков. На официальном сайте фонда asylmiras.org родители могут ознакомиться со всей информацией по этой программе.
Как рассказала руководитель павлодарского центра «Асыл Мирас» Динара Кайсина, основной целью программы стало создание и внедрение прогрессивной системы улучшения качества жизни казахстанских детей с РАС. К слову, эта программа рассчитана не только на самих детей и подростков в возрасте до 18 лет, но и на их родителей, близкое окружение.
– Сейчас в центре оказывают бесплатные услуги 64 детям и их родителям, – рассказывает Динара Кайсина. – Дети принимаются сюда не только из областного центра, но и из Аксу, Экибастуза, районов Павлодарской области. К примеру, наши специалисты занимаются с 51 ребёнком из Павлодара, четырьмя – из Экибастуза, тремя – из района Теренколь. По одному ребёнку привозят из сёл Павлодарское, Кенжеколь и Моялды, Аксу, Актогайского и Баянаульского районов. На очереди в настоящее время 17 детей.
Вообще, в Казахстане функционирует девять центров «Асыл Мирас». Они находятся в Нур-Султане, Алматы, Павлодаре, Кызылорде, Усть-Каменогорске, Актобе, Уральске, Шымкенте и Петропавловске. Все имеют единую структуру и методическую базу. Помимо руководителя, здесь работают старший супервайзер, супервайзер программы, клинические диаг­носты и педагоги.
Регистрируют ребёнка на прохождение курса сами родители или его законные представители при наличии заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), где обязательно должен быть прописан диагноз и рекомендации по поддержке специалистами.
– Методист записывает данные ребёнка, его родителей или законных представителей в регистрационном журнале через телефон, e-mail или во время визита родителей, – говорит Динара Кайсина. – Для записи в центр «Асыл Мирас» официальные документы ребёнка и родителей не требуются. Первичный приём проводят специалисты диагностической команды и клинические педагоги. Продолжительность этой процедуры от 45 до 60 минут. В это время один клинический педагог наблюдает за ребёнком, другой работает с родителями, а третий снимает на камеру всё, что делает ребёнок, чтобы позже просмотреть запись и определить для него модуль. В каждом модуле предусмотрен свой протокол, содержащий индивидуальный план работы.
По программе интерверсии центр «Асыл Мирас» заключает договор на оказание услуг сроком на три месяца, а это 36 занятий. Если, к примеру, ребёнок заболел, уехал на реабилитацию или педагог в данный момент проходит дополнительные курсы, то пропущенные в центре занятия не сгорают, а договор пролонгируется именно на то количество занятий, что пропущено по уважительной причине.
Центр работает по программам «Обучающие навыки», «Социальные навыки», «Жизненные навыки», «Ранняя поддержка» и «Джаспер». Занятия здесь проходят три раза в неделю по 60 минут. При этом 45 минут отводится на само занятие и 15 минут занимает консультационная помощь родителям. Когда заканчивается коррекционный цикл, то в центр набирают других детей, поэтому тем, кто стоит в очереди, приходится ждать три месяца. Немаловажно, что вставать в очередь можно и повторно.
   
  Только цифры
По статистике, аутизмом в мире страдают более десяти миллионов человек. А ещё несколько десятков лет назад на десять тысяч жителей приходился только один человек с диагнозом аутизм. Каждый год их становится на 11-17 процентов больше. Например, в России и странах ближнего зарубежья с аутизмом столкнулись сравнительно недавно. В США и Европе эта проблема существует уже долгое время, поэтому для таких людей создаются условия, позволяющие им быть полноценными членами общества.

    Специалисты говорят: в современных аутизм-центрах внедряются лучшие мировые практики и методы работы с детьми, имеющими такие расстройства. Клинический педагог программы обучающих навыков центра «Асыл Мирас» Дина Баймолдина говорит, что программа, по которой они работают, достаточно эффективна, поскольку позволяет затронуть все сферы деятельности – социальную, бытовую, поведенческую.
– Мы работаем с детьми разных возрастов. Когда ребёнок направляется к нам для занятий по этой программе, то первое время мы проводим диагностику, – рассказывает Дина Баймолдина. – По этим результатам на каждого ребёнка пишется специальная индивидуальная программа. Одинаковых программ, как и одинаковых детей, быть не может! Большой упор делается на работу с родителями. Здесь обязательно предусмотрена обратная связь. Все родители вовлечены в процесс, так как помимо консультаций есть и домашние задания. В будущем мы планируем внедрить специальные обучающие вебинары для них.
Сегодня ещё не все родители, воспитывающие детей с аутизмом, приходя в коррекционный центр, имеют представление об ABA-терапии, хотя эта методика уже признана во всем мире. В то же время сейчас по вопросам аутизма существуют разные точки зрения, и некоторые эксперты расходятся во мнениях. Вот и получается, что родители, начитавшись информации в интернете из разных источников, не всегда знают, какое принять решение.
По словам Дины Баймолдиной, самый лучший вариант, когда родитель познаёт ABA-терапию по рекомендациям и инструкциям клинического педагога, обязательно вникая во все нюансы американской методики.
– ABA-терапия – это сегодня уже целая наука. В этой методике прописан абсолютно каждый шаг, но очень важно правильно её воспринимать, начиная от перевода, трактовки, и заканчивая тем, что можно делать, а чего нельзя, – поясняет педагог.
Специалисты павлодарского центра «Асыл Мирас» постоянно обучаются. В январе нынешнего года обучение прошли два супервайзера. Оно было направлено на предотвращение кризисных ситуаций и организовано экспертами Калифорнийского университета совместно с Маркус аутизм-центром на английском языке с синхронным переводом. Программа позволяет педагогу правильно защищаться от нежелательного поведения агрессивных детей, не причинив вреда ни себе, ни ребёнку.
В начале февраля этого года в Алматы состоялся тренинг «Эффективный руководитель» для управленцев центрами «Асыл Мирас». Кроме того, два раза в неделю у каждого педагога проходят супервизии (теоретическое и практическое повышение квалификации) с тренерами из Алматы, а в марте специалисты поучаствовали в тренинге по оказанию первой помощи совместно с Красным Крестом Казахстана.
Отметим, что совсем недавно для ребят из павлодарского центра «Асыл Мирас» проведён весенний фотопроект, они стали главными его участниками. Организаторы отметили, что дети с особыми потребностями очень нуждаются во внимании и поддержке. Такая акция была приурочена ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.
* * *
Почему же сегодня в Казахстане растёт число детей с аутизмом? К сожалению, пока казахстанские специалисты не могут дать точного ответа на этот вопрос. Многие из них говорят, что загрязнение окружающей среды играет в этом ключевую роль, и прежде чем завести ребёнка, люди подвергаются влиянию различных токсичных веществ: употребляют вредную пищу, некачественную воду и дышат загрязнённым воздухом.
Педагоги центра «Асыл Мирас» считают: чем раньше начнётся работа с детьми этой категории по формированию поведенческих навыков, тем лучше будет результат. Исследования показывают, что если начать заниматься с ребёнком в возрасте двух-трёх лет и продолжать занятия несколько лет по 40 часов в неделю, то почти половина детей, а это 47 процентов, в возрасте пяти лет уже смогут пойти в обычный детский сад. И если на этом не останавливаться, то они обязательно продолжат обучение, поступят в университет и будут жить полноценной жизнью.
По словам руководителя программы «Аутизм. Мир один для всех» Жаныл Мукашовой, проблем в этом направлении накопилось много, они начинаются с терминологии. К примеру, в прошлом году Казахстан получил международный классификатор болезней ВОЗ МКБ-11 и не позднее 2024 года должен внедрить классификацию РАС. А пока в нашей стране не применяется понятие «расстройство аутистического спектра». Диагноз ставят психиатры, при этом они пишут то, что сейчас есть в классификации, то есть «детский аутизм», но после 18 лет пациент уже не ребёнок, и неизвестно, что делать.
В плане инструментов диагностики – то же самое. В поликлиниках не проводятся скрининги на аутизм, тогда как педиатры могли бы раньше выявлять детей, подверженных этому расстройству. Сейчас родители обращаются за помощью, как правило, к шести годам, но ребёнка с аутизмом этого возраста обучить навыкам бывает сложно, а говорить о том, чтобы он пошёл в обычную школу, а затем получил образование, к сожалению, уже не приходится. Получается, что чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем больше шансов воспитать человека, приспособленного к жизни в обществе.
Считается, что в Казахстане детей с аутизмом в разы больше, чем показывает статистика, поэтому мы не будем приводить такие данные.
  Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.


Количество показов: 127

Возврат к списку

Входите, закрыто!
09:00 19.04.2021

Без деления на округа
14:43 18.04.2021

Время отчитаться
16:41 17.04.2021

Огонь в монастыре
11:38 17.04.2021

Нужно сдержать цены
16:59 15.04.2021

Бензиновая лихорадка
14:56 15.04.2021

Вакцинируются всё больше
12:53 15.04.2021

Уберём начисто
11:02 15.04.2021

Сезонные угрозы
08:44 15.04.2021

Ничейный дебют
15:39 14.04.2021

Судьба солдата
10:34 14.04.2021

Что нам стоит дом построить
20:18 13.04.2021

Гагарин и Куба
17:32 13.04.2021

«Мы о таком даже не мечтали». Как интернет поменял жизнь в ауле
17:29 13.04.2021

Из-за «неправильной» трубы
16:30 13.04.2021

В лучших традициях
15:27 13.04.2021

Новые вагоны
14:26 13.04.2021

Священный месяц
14:21 13.04.2021

В «жёлтой» зоне
10:11 13.04.2021

Пустила корни
17:10 11.04.2021

Под собственным брендом
16:07 11.04.2021

Отключат позже
15:02 11.04.2021

Смотать удочки
11:59 11.04.2021

Новая рубрика "Добро пожаловаться"
15:56 10.04.2021

Апрельская уборка
10:19 10.04.2021

Зазеркалье Прииртышья
11:28 09.04.2021

Куда текут молочные реки
10:26 09.04.2021

«Невольник чести»
16:33 08.04.2021

Синие, зелёные и социальные
14:06 08.04.2021

Внеочередные квартиры
12:19 08.04.2021

Уберечься от инфекции
10:17 08.04.2021

Решающая пора
10:12 07.04.2021

Королевский гамбит
17:10 06.04.2021

Без формализма
15:59 06.04.2021

Нужна профилактика!
15:08 06.04.2021

Баллада о весёлых человечках
15:01 04.04.2021

Воды вешние, обильные
14:12 04.04.2021

«Милосердный» хакер, или Первое правило работы в Интернете
12:51 04.04.2021

Неделя без тепла
11:11 04.04.2021

Будем жить, птички!
09:00 04.04.2021

Дождались обновления
12:08 03.04.2021

Грядкам быть
11:04 03.04.2021

Пишем дома?
14:48 02.04.2021

Медальный улов
12:05 02.04.2021

Прикладные шедевры
10:39 02.04.2021

С музыкой народа
17:35 01.04.2021

Учитель математики - мастерица на все руки
16:31 01.04.2021

Такая помощь нужна!
14:27 01.04.2021

Снова за парту!
13:23 01.04.2021

Брошенные трубы
12:16 01.04.2021

Весенний день год кормит
10:09 01.04.2021

Вопросов больше, чем ответов
17:53 30.03.2021

Пути развития
16:00 30.03.2021

Старая песня о главном
15:00 30.03.2021

Слушания перенесены
10:34 30.03.2021

Мониторинг по-новому
08:27 30.03.2021

Мистерия о «Мастере…»
11:42 29.03.2021

Ещё одна история любви…
08:39 29.03.2021

В поддержку крестьянам
11:16 28.03.2021

Право имеют
12:08 27.03.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт