Синие, зелёные и социальные
Синие, зелёные и социальные 08.04.2021

Синие, зелёные и социальные

В Павлодаре на пробу запустили новую систему оплаты проезда. Проезд предлагают оплачивать специальной транспортной картой или с помощью мобильного приложения. На первом этапе установили 149 валидаторов-планшетов: 47 в автобусах и 102 в трамваях.

– В областном центре появилось электронное билетирование на базе оборудования ТОО «Смарт Автобус ПВ». Подобная система уже работает в Атырау, Семее и Актобе, – сообщил Арслан Айдарханов, заместитель руководителя городского отдела ЖКХ, автомобильных дорог и пассажирского транспорта.
Тут нужно отметить, что это далеко не первая и даже не вторая попытка внедрить в Павлодаре электронное билетирование. В конце 2019 года, рассмотрев предложения от пяти разных компаний, выбрали фирму «ВРС Kazakstan». Их главным преимуществом назвали возможность оплачивать проезд любой банковской картой. Вместо того, чтобы заводить отдельную транспортную, как в Нур-Султане или Алматы. Тогда 208 ручных валидаторов по 80 тысяч тенге каждый приобрели за счёт городского бюджета. Однако если со временем в трамвае система прижилась, и многие горожане теперь предпочитают оплачивать проезд картой, а не наличными, то автобусники новую систему не оценили.
И вот в марте 2021 года в Павлодаре решили запустить систему электронного билетирования параллельно с уже существующей. На этот раз систему электронной оплаты проезда в областном центре внедряет ТОО «Смарт Автобус ПВ». Это пока пробный вариант. Но до конца апреля горожане и акимат должны определиться, какая удобнее, а затем полностью перейти на неё. Итак, чего ждать павлодарцам? Во-первых, у нас появятся транспортные карты.
Чтобы оплатить проезд, транспортную карту нужно будет приложить к стационарному валидатору. В свою очередь в качестве стационарных валидаторов ТОО «Смарт Автобус ПВ» использует обычные планшеты. Такие планшеты-валидаторы уже установили в 47 городских автобусах. Как утверждает представитель ТОО «Смарт Автобус ПВ», стационарные валидаторы противоударные, и поцарапать их сложно.

По карточкам

Транспортные карты уже можно купить или получить бесплатно, если вы льготник. Есть карты четырёх видов и четырёх разных цветов: стандартные синие, зелёные для школьников, светло-жёлтые для пенсионеров и социальные оранжевые.
Социальные карты выдаются бесплатно и дают право на бесплатный проезд. Выдают их строго по спискам: ветеранам, блокадникам, инвалидам первой группы, многодетным матерям, детям-сиротам. Всего 16 категорий.
Покупка стандартной, пенсионной или школьной транспортной карты обойдётся павлодарцам в 450 тенге. После покупки карты нужно закинуть на неё деньги через терминал – «Kaspi», «QIWI» или «Kassa24». Дополнительных комиссий за обслуживание транспортных карт не будет, они бессрочные.
На баланс транспортной карты можно закинуть не больше десяти тысяч тенге. Важно: даже если приложить такую транспортную карту к валидатору дважды, оплата второй раз не спишется вплоть до конечной точки маршрута, где кондуктор или водитель «обнулит» данные.
Карты не именные, но у каждой есть свой серийный номер. В случае утери карту можно восстановить, восстановят и ту сумму, которая была на счету в день потери. А ещё такой транспортной картой павлодарцы могут пользоваться на отдыхе и в командировках: можно оплатить проезд в тех городах, где действует такая же система: в Семее, Актобе и Атырау.

Где купить

Транспортные карты уже можно приобрести в 14 точках города. Стандартные карты можно приобрести в офисе компании ТОО «Смарт Автобус ПВ» или в магазинах, а именно: в торговых домах «Барыс», «Отау», «Атриум», «Мирас», «Квазар», «Гулливер», «Шапагат», «Оранж», «Batyr Mall», «Smart Store», в кафе «Весна» и в супермаркетах «Small» на Торайгырова и Катаева.
Социальные карты бесплатно выдают в офисе «Смарт Автобус ПВ» на Катаева, 9, в ЦРМИ на Ломова, 38, в здании совета ветеранов и библиотеке на Торайгырова, 44/1. Их получат только те, кто есть в списках льготников. При оформлении у вас обязательно спросят ФИО, ИИН и номер телефона. Там же можно приобрести карты для школьников и пенсионеров.

Дифференцированный тариф

Чтобы стимулировать людей переходить на безналичный расчет, в Павлодаре планируют ввести дифференцированный тариф. То есть в будущем проезд для тех, кто захочет расплатиться в общественном транспорте наличными, будет стоить дороже, чем для тех, кто платит картой или через мобильное приложение.
После того, как систему полностью внедрят, стоимость проезда разграничат. Представители отдела жилищно-коммунального хозяйства и акимата не могут назвать точную стоимость проезда, она пока не утверждена. Однако ранее на портале Pavlodarnews.kz была опубликована такая информация: в скором времени при оплате наличными поездка в автобусе или трамвае обойдётся павлодарцам в 120 тенге, а при оплате безналичным способом – в 80 тенге.
– Мы полноценная IT-компания. Наша система успешно внедрена в Атырау и Семее. С 1 апреля полноценно запустили систему в Актобе, с 15 мая у них вводится дифференцированный тариф, – сообщил представитель фирмы-разработчика, коммерческий директор ТОО «Innoforce solutions» Айдос Тохтарулы.

Альтернатива имеется

Транспортной карте предусмотрели альтернативу. Можно оплатить проезд с помощью мобильного приложение «Avtobys»: отсканировать QR-код на экране валидатора или точно такой же, но наклеенный на стекло автобуса. Деньги спишутся с вашего банковского счёта или с баланса в приложении.
– Пассажирам не обязательно приобретать транспортные карты, они могут бесплатно скачать наше мобильное приложение. Наше ноу-хау – это bluetooth-оплата. Если у вас установлено мобильное приложение «Avtobys», можно не подходить к валидатору или кондуктору, а оплатить проезд, включив bluetooth. Особенно это актуально в часы пик. Если на телефоне включен bluetooth, вам на смартфон автоматически придет уведомление с предложением оплатить проезд. В этом случае можно выбрать оплату с баланса мобильного приложения или с баланса банковской карты. Находиться при этом можно в любой точке автобуса, не обязательно рядом с валидатором. Радиус действия – 15 метров. Этот способ популярен у молодёжи, которая дружит со смартфонами, – пояснил Айдос Тохтарулы.
Предупреждаем. Да, возможны разные варианты оплаты, но школьникам всё же лучше завести транспортную карту. Если дети оплатят проезд с помощью мобильного приложения, с них спишется полная стоимость – 80 тенге.

  Где деньги

– Наша компания зарегистрирована в Национальном банке как платёжная организация. Деньги пассажиров и перевозчиков хранятся не у нас на счету, а на отдельном спецсчёте в банке. Это гарантия того, что средства никуда не денутся. Я к тому, что пассажиры и перевозчики могут не беспокоиться за сохранность своих денег, – заверил Айдос Тохтарулы.
Внедрением новой системы оплаты занимается компания ТОО «Смарт Автобус ПВ», созданная в июне прошлого года. Её технический директор Талгат Токтаганов сообщил: в штате фирмы – восемь человек, сейчас они заняты монтажом оборудования, после займутся техническим обслуживанием. В случае поломки валидатора сотрудники компании обязаны за 30 минут добраться до нужного автобуса и трамвая и всё исправить. Запущен и call-центр, который работает без выходных. Вопросы, касающиеся электронного билетирования, здесь принимают с шести утра до десяти вечера. Задать вопрос можно по номеру 87780030777.
– Это наше оборудование, которое не стоило акимату и перевозчикам ни копейки. Мы приобрели за свой счет и бесплатно раздали транспортным компаниям. За свой счет изготовили транспортные карты. В договорах с перевозчиками прописываем, что будем иметь определенный процент от стоимости проезда, – добавил Талгат Токтаганов.
Точную цифру он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну.

  Плюсы безнала

Разработчики новой системы утверждают: их продукт позволит составить объективную статистику, проанализировать пассажиропоток в городе, узнать, кто и сколько ездит, насколько загружены маршруты, а кондуктор в автобусе больше не сможет тайно положить часть денег в свой карман. То есть рынок перевозок должен выйти из тени. Перевозчики получат точные данные о количестве льготников, которые каждый день пользуются общественным транспортом, и им легче будет получить компенсацию от акимата. По словам Айдоса Тохтарулы, после проведенного анализа, увидев реальную загруженность городских автобусов на протяжении дня, в двух городах пересмотрели маршрутную сетку.
К слову, после того, как завершится пилотный проект, валидаторы планируют установить и в павлодарских маршрутках. Перевозчикам, работающим на автобусах малого класса, предоставят мобильные валидаторы. Таблички с QR-кодом на стекла в маршрутках тоже наклеят.

  Кондукторы и контролёры

Представитель фирмы, разработавшей новую систему, рассказал, что после перехода на электронное билетирование некоторые перевозчики в других городах отказались от кондукторов. Но каждый сам принимает решение. А вот без контролёров не обойтись. Причём когда контролёр будет заходить в салон трамвая или автобуса, система будет блокировать возможность оплаты проезда. Это такой способ борьбы с «зайцами». А ещё контролёры смогут проверить, кому принадлежит карта по серийному номеру: убедиться, что льготник не отдал свою карту родственнику, знакомому или соседу.

  В ведро с водой

Если будет выбрана новая компания, как поступят со старыми валидаторами, купленными за огромные деньги и за счёт бюджета? Айдос Тохтарулы уверяет, что устройства получится «перепрошить».
– Мы запросили коды доступы у завода-изготовителя и представителя «ВРС», чтобы интегрировать нашу систему, но коды мы не получили. Этот вопрос можно будет решить позже. Пока две системы будут работать параллельно, и павлодарцы смогут выбрать, какая лучше и как удобнее платить, – подчеркнул Айдос Тохтарулы.
Возможность оплаты банковской карточкой вместо транспортной карты в новую систему обещают добавить. Но предупреждают: изначально делать этого не хотели.
– Технически это возможно, но мы волнуемся за безопасность пассажиров. В давке, в час пик вы передадите свою карту, чтобы за вас её приложили к валидатору. Кто-то увидит данные вашей карты, и завтра спишет у вас со счёта все деньги. В случае с мобильным приложением и транспортной картой сделать так не получится. Поэтому мы и не вводили возможность оплаты банковскими картами. Но так как многие просят, сделаем. Однако в этом случае вы сами в ответе за безопасность ваших средств, – сообщил Айдос Тохтарулы.
О случае с заклеенным валидатором, фото которого на днях павлодарцы разместили в соцсетях, он пояснил: случай единичный, но они были готовы к тому, что не все перевозчики и пассажиры будут рады нововведениям. В Атырау кондукторы и вовсе бросали новые валидаторы в ведра с водой. Якобы случайно. При починке устройств всё вскрылось.
Пока новая система в Павлодаре действует в пилотном режиме, за порчу валидаторов никого наказывать не будут. А вот впоследствии за это можно будет получить штраф. Однако представители «Смарт Автобус ПВ» и «Innoforce solutions» уверены: со временем отношение к электронному билетированию как у перевозчиков, так и у горожан изменится в лучшую сторону. Привыкнут, увидят плюсы, перестанут ломать и заклеивать.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото Ольги БУГАЕВОЙ.


Количество показов: 97

Возврат к списку

Входите, закрыто!
09:00 19.04.2021

Без деления на округа
14:43 18.04.2021

Время отчитаться
16:41 17.04.2021

Огонь в монастыре
11:38 17.04.2021

Нужно сдержать цены
16:59 15.04.2021

Бензиновая лихорадка
14:56 15.04.2021

Вакцинируются всё больше
12:53 15.04.2021

Уберём начисто
11:02 15.04.2021

Сезонные угрозы
08:44 15.04.2021

Ничейный дебют
15:39 14.04.2021

Судьба солдата
10:34 14.04.2021

Что нам стоит дом построить
20:18 13.04.2021

Гагарин и Куба
17:32 13.04.2021

«Мы о таком даже не мечтали». Как интернет поменял жизнь в ауле
17:29 13.04.2021

Из-за «неправильной» трубы
16:30 13.04.2021

В лучших традициях
15:27 13.04.2021

Новые вагоны
14:26 13.04.2021

Священный месяц
14:21 13.04.2021

В «жёлтой» зоне
10:11 13.04.2021

Пустила корни
17:10 11.04.2021

Под собственным брендом
16:07 11.04.2021

Отключат позже
15:02 11.04.2021

Смотать удочки
11:59 11.04.2021

Новая рубрика "Добро пожаловаться"
15:56 10.04.2021

Апрельская уборка
10:19 10.04.2021

Зазеркалье Прииртышья
11:28 09.04.2021

Куда текут молочные реки
10:26 09.04.2021

«Невольник чести»
16:33 08.04.2021

Синие, зелёные и социальные
14:06 08.04.2021

Внеочередные квартиры
12:19 08.04.2021

Уберечься от инфекции
10:17 08.04.2021

Решающая пора
10:12 07.04.2021

Королевский гамбит
17:10 06.04.2021

Без формализма
15:59 06.04.2021

Нужна профилактика!
15:08 06.04.2021

Баллада о весёлых человечках
15:01 04.04.2021

Воды вешние, обильные
14:12 04.04.2021

«Милосердный» хакер, или Первое правило работы в Интернете
12:51 04.04.2021

Неделя без тепла
11:11 04.04.2021

Будем жить, птички!
09:00 04.04.2021

Дождались обновления
12:08 03.04.2021

Грядкам быть
11:04 03.04.2021

Пишем дома?
14:48 02.04.2021

Медальный улов
12:05 02.04.2021

Прикладные шедевры
10:39 02.04.2021

С музыкой народа
17:35 01.04.2021

Учитель математики - мастерица на все руки
16:31 01.04.2021

Такая помощь нужна!
14:27 01.04.2021

Снова за парту!
13:23 01.04.2021

Брошенные трубы
12:16 01.04.2021

Весенний день год кормит
10:09 01.04.2021

Вопросов больше, чем ответов
17:53 30.03.2021

Пути развития
16:00 30.03.2021

Старая песня о главном
15:00 30.03.2021

Слушания перенесены
10:34 30.03.2021

Мониторинг по-новому
08:27 30.03.2021

Мистерия о «Мастере…»
11:42 29.03.2021

Ещё одна история любви…
08:39 29.03.2021

В поддержку крестьянам
11:16 28.03.2021

Право имеют
12:08 27.03.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт