Новый поворот
Новый поворот 21.01.2021

Новый поворот

В Павлодаре впервые за 20 лет будет проложена дополнительная трамвайная ветка. Проект двухгодичный. На 2021 год – тоже масштабные планы. В городе заменят полкилометра рельсов, будет построен правый поворот на Дачный микрорайон, оборудуют шесть бесшумных и безопасных перекрёстков и запустят ещё два трамвайных маршрута.

Новая трамвайная ветка будет построена от улицы Ладожской до кольца на аэропорт. Это позволит охватить строящийся микрорайон Достык. Протяженность новой ветки в обоих направлениях – 4,8 километра.
По словам председателя правления АО «Трамвайное управление» Муслима Махмудова, проект был готов ещё в 2019 году. Тогда он не прошёл экспертизу, так как выяснилось, что нужно выкупить несколько земельных участков, мешающих строительству разворотного кольца.
– Этим вопросом сейчас занимаются в городском акимате, – заверил Муслим Махмудов. – Насколько я помню, там одна дача и пустырь. Точнее не скажу. Когда этот вопрос решится, можно будет приступать к реализации проекта.
По словам Муслима Махмудова, новая трамвайная линия нужна жителям микрорайона Достык и дачникам. Стоимость проекта – больше двух миллиардов тенге.
– Это работа подрядчика, укладка путей, установка опор, контактная сеть, строительство новой тяговой подстанции. Сами мы такую сумму не осилим, финансирование будет идти через бюджет города, – уточнил М. Махмудов. – Восьмая подстанция находится на пересечении Каз.Правды и проспекта Назарбаева. Она питает два микрорайона – Дачный и Усольский. Протяжённость новой ветки большая, поэтому нам нужна дополнительная подстанция.
Проект будет реализован до конца 2022 года. Основную часть работ готовы выполнить за год, но нужно время на строительство подстанции и закупку материалов. Процедура закупки как раз и может затянуться. Так считает руководитель трамвайного управления.
– Можно было бы успеть за год, если начинать в апреле и закончить в октябре. Работы будут идти параллельно, укладка путей много времени не займёт. Больше времени потребуется для строительства подстанции. Ещё нужно закупить материалы, а это процедура, исходя из моего опыта, занимает немало времени. Поэтому 2021 год станет подготовительным. Получится начать работы – хорошо, если нет – полностью реализуем проект в 2022 году, – объяснил Муслим Махмудов.
Строительство новой ветки не доставит проблем автомобилистам. Она пройдёт в стороне от дороги: если смотреть в сторону аэропорта, трамвайные пути будут находиться по левую руку от вас. Для укладки новых путей не придётся перекрывать дорожное движение, работать намерены в две смены – днём и ночью. Это позволит сократить сроки строительства.
Чтобы удешевить проект, Муслим Махмудов предлагает укладку путей взять на себя. У работников АО «Трамвайное управление» есть такой опыт.
– Думаю, часть работы сможем сделать сами. У нас есть бригады, которые умеют вести укладку путей, этим занимается целая служба – 40 человек. Если мы возьмём эти работы на себя, нужно будет дополнительно нанимать людей. Это новые рабочие места. И в любом случае – удешевление проекта, – считает Муслим Махмудов. – Подрядчики нужны только те, которые будут устанавливать опоры для контактной сети, строить подстанцию и прокладывать кабельные линии от станции до опор, чтобы запитать контактную сеть.
В конце новой ветки построят разворотное кольцо. Было два варианта для его размещения: обогнув кольцо по дороге на аэропорт или «разрезав» его по краю. От второго варианта отказались.
– Посмотрели главный архитектор, аким области и градоначальник. Решили, что это будет неэстетично выглядеть на въезде в город. Как и предлагалось, разворотное кольцо разместят левее. Это и эстетика, и безопасность дорожного движения. Проезжую часть трамвайные пути цеплять не будут. Только в одной точке мы пересекаем дорогу, ведущую на алюминиевый завод: там, где Большая объездная, – рассказал Муслим Махмудов и продемонстрировал обе схемы, разворотное кольцо на которых располагается в двух разных вариантах.
Начнётся новая ветка от уже существующего разворотного кольца на Ладожской. К слову, всё по той же новой ветке планируют запустить два дополнительных маршрута, продлевать уже существующие не станут. По крайней мере пока в планах этого нет.
Без шума
С 2017 года в Павлодаре стали появляться бесшумные перекрёстки. Чтобы было понятно, о чем речь: это те переезды, которые застелены армированными стальными плитами. Их в Павлодаре 12. Бесшумными стали уже почти все переезды, расположенные на улице Машхура Жусупа. Как объяснил Муслим Махмудов, именно на перекрёстках трамвайные пути изношены сильнее всего. На таком участке вагон может сойти с рельсов, парализовав движение.
– Все перекрёстки были в аварийном состоянии. В первую очередь нужно было заменить рельсы и шпалы. Мы делали это уже по новой технологии, потом укладывали плиты. Они армированные, долговечные, – уточнил руководитель трамвайного управления.
По его словам, раньше на всех перекрёстках ставили рельсы типа ТВ – с жёлобом. Они в полтора раза дороже обычных.
– Это делается для того, чтобы трамвай не сошёл с рельсов. Дело в том, что через перекрёстки проезжают и трамваи, и идёт большой поток машин. Путь из-за этого может смещаться. К тому же асфальт возле рельсов выбивается, каждый год нужно латать, – объяснил Муслим Махмудов. – Когда делается бесшумный перекрёсток, мы укладываем уже не ТВ, а рельсы РП65, как по всему городу. Так можно делать благодаря плитам и армированию: путь не смещается, асфальт выбиваться не будет. Получается безопасный перекрёсток.
В 2021 году работы продолжатся. Бесшумными обещают сделать ещё шесть переездов. Цена напрямую зависит от размеров участка, в среднем выходит по 20 миллионов тенге за перекрёсток. Работы проводятся за счёт предприятия.
– Срок службы таких перекрёстков – не менее 20 лет. По нашему примеру хотели сделать в Усть-Каменогорске. Спрашивали, кто изготавливает нам плиты. Посчитали всё, решили, что дорого, и сделали дешевле. Получилось, как получилось. Не успели сделать, всё вывернуло, выгнулось. Там металл тоньше, возможно, бетон не тот, армирование слабое, – рассказал Муслим Махмудов. – У нас одному из бесшумных перекрёстков четвертый год, проблем не было.
Муслим Махмудов отметил, что такую технологию применяют и в других странах. В Павлодаре обновляют перекрёстки работники трамвайного управления. Сначала им требовался для этого месяц, теперь, когда есть опыт, справляются за неделю. Работы ведут ночью, чтобы не мешать движению трамваев.
– Кто-то скажет: мол, лучше бы мы ещё новых трамваев купили. Но в этом нет смысла, если не заниматься инфраструктурой. Мы когда вскрыли перекрёсток в районе Торайгырова, показывали прежнему акиму города, насколько изношены рельсы. Там постоянно стоял грохот, а головка рельса была в несколько раз меньше, чем нужно, она просто стёрлась, – аргументировал свою позицию руководитель Трамвайного управления.
По рельсам, по шпалам
В 2021 году будут заменены полкилометра путей: от спуска с моста, где расположен стрелочный перевод, до разворотного кольца на площади у железнодорожного вокзала.
– Там предельный износ, около сорока лет пути не меняли, – подчеркнул Муслим Махмудов.
Это будет бесстыковый путь. Рельсы заварят алюминотермитной сваркой, для этого в 2019 году приобрели специальную установку. На этом участке трамвай будет идти почти без стука. По крайней мере так обещают. Через каждые 70 метров оставят температурные зазоры.
– Да, видел комментарии в соцсетях. Переживают те, кто не разбирается в технологии укладки рельсов. Ничего не выгнется от перепада температур. У нас рельсы такие же, как на железной дороге, а там зазоры через каждые 800 метров, – успокоил Муслим Махмудов.
Продолжатся работы по замене контактной сети. Муслим Махмудов упомянул, что 30 процентов сети заменили благодаря поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Но это меньше половины. В этом году в сторону Химпрома заменят шпалы: рельсы и контактная сеть там ещё в нормальном состоянии.
О Втором Павлодаре
Муслим Махмудов ответил и на вопрос о строительстве новой ветки в направлении Второго Павлодара. Если коротко: реально, только сложно и дорого. Председатель правления АО «Трамвайное управление» упомянул, что такой проект уже был разработан в советское время, но в жизнь его воплощать не стали.
– Хотелось бы реализовать, но на свои средства предприятие этого сделать не в силах. Я уже разъяснял нашу позицию акиму города. Вопрос на рассмотрении, – ответил Муслим Махмудов.
Едем направо
В мае 2021 года в Павлодаре построят правый поворот с улицы Ломова на Дачный микрорайон: на пересечении Ломова и Назарбаева. Люди смогут ездить без пересадок. Это, кстати, не новая ветка, а, скажем так, «кривая». Работы на месяц, начнут их в апреле, проект готов. Расходы на строительство возьмёт на себя предприятие. Обойдётся всё в 15 миллионов тенге с учётом установки дополнительных автоматических стрелочных переводов. После строительства нового поворота добавится и новый трамвайный маршрут.
– Напрашивается такой же поворот на пересечении улицы Торайгырова и проспекта Назарбаева. Такого проекта нет, но в перспективе можно будет над этим подумать, – добавил Муслим Махмудов.
Отметим, что сегодня общая протяженность трамвайных путей в Павлодаре – 89,2 километра. В последний раз новую трамвайную ветку в городе строили в 1997 году.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.


Количество показов: 142

Возврат к списку

Уходя, оставить свет
12:17 02.03.2021

Ветеран автодорог
10:13 02.03.2021

К штатному режиму
08:10 02.03.2021

Интересный бизнес
07:45 02.03.2021

«Не застрахован»
07:30 02.03.2021

Трагедия и величие одной семьи
08:31 01.03.2021

Вводятся послабления
15:28 27.02.2021

Встреча «без галстуков»
10:11 27.02.2021

Достойный поступок
16:59 26.02.2021

Зимние заботы
15:55 26.02.2021

Помоги ближнему
15:30 26.02.2021

Я б в учителя пошёл…
14:52 26.02.2021

За порчу техники
12:47 26.02.2021

Заложники пандемии
09:43 26.02.2021

«Путеводитель» по Азии
16:00 25.02.2021

Право на детство
10:02 25.02.2021

На карантине – учиться
07:30 23.02.2021

Я б в чиновники пошёл
07:00 23.02.2021

Боевое братство
10:56 22.02.2021

Вехи успеха Кузьменко
17:46 21.02.2021

Мастер золотые руки
13:51 21.02.2021

Идёт подготовка
10:53 21.02.2021

Лекарства будут
15:44 20.02.2021

Многое сделано. Предстоит больше
07:17 20.02.2021

Мелодия Майры
21:11 19.02.2021

Скоро сезон
09:05 19.02.2021

Испытано на себе
19:59 18.02.2021

На ринге – молодые боксёры
18:56 18.02.2021

Пишем – не пишем?
17:02 18.02.2021

Вот так птица!
16:54 18.02.2021

Будни библиотеки
14:46 18.02.2021

Образование: эффект модернизации
12:43 18.02.2021

Ключевой момент
09:33 18.02.2021

В самое сердце
21:20 16.02.2021

Зачислить с 8 февраля 1961 года…
17:16 16.02.2021

Инновации в деле
16:13 16.02.2021

От идеи до реализации
16:09 16.02.2021

За пьяную езду
15:04 16.02.2021

В зоне риска
15:01 16.02.2021

Избавляемся от снега!
12:52 16.02.2021

С пятого класса
10:49 16.02.2021

Замыкание – короткое, последствия – длительные
17:41 15.02.2021

Работа найдётся всем
16:44 15.02.2021

Я больше любил защищать…
09:39 15.02.2021

С вызовом справились
07:35 15.02.2021

Ветер против крыш
18:30 13.02.2021

Главное – начать
16:27 13.02.2021

Не вредить озёрам
15:24 13.02.2021

Экология плюс экономия
14:21 13.02.2021

Квартира вместо пенсионных
10:21 13.02.2021

Эхо афганской войны
12:43 11.02.2021

За сосульки и снег
11:36 11.02.2021

Юрист становится булочником
10:32 11.02.2021

В новой версии
10:26 11.02.2021

Не оставили в беде
09:15 11.02.2021

Установлены посты
08:50 11.02.2021

Появилась связь
08:20 11.02.2021

Квартирный переполох
08:10 11.02.2021

Было золотое – стало простое
08:00 11.02.2021

Первые ласточки
07:49 11.02.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт