Не вредить озёрам
Не вредить озёрам 13.02.2021

Не вредить озёрам

Солнечный тримаран разработали и собрали в Павлодаре. Это экологичный вод­ный транспорт, «родственник» катамарана. Разработкой павлодарцев уже заинтересовались дома отдыха в разных регионах Казахстана.

– Идея возникла летом 2020 года. У нас в Павлодарской области есть природоохранные территории, есть национальный парк Баянаул, озёра Жасыбай и Сабындыколь, где запрещено использовать транспортные средства на бензиновых двигателях. На судна на электродвигателях запрет не распространяется, – рассказывает автор идеи, преподаватель Торайгыров университета Рамис Зарипов. – Мы решили попробовать создать конструкцию электрокатамаранов на солнечных батареях. Разработали проект, составили бизнес-план, закупили все комплектующие, собрали, ближе к осени провели испытания на Иртыше.
В отличие от катамарана тримаран имеет не два, а три плавучих элемента. Его размеры – шесть на четыре метра. В движение 400-килограммовое судно приводит электродвигатель, который питают 12 солнечных батарей, установленных на крыше.
– Изучали рынок, смотрели, какие электрокатамараны и тримараны представлены. Пришли к выводу, что в Казахстане массово такие вещи не производят, – говорит Рамис Зарипов. – Конструкцию разрабатывали сами: шаг винта, рулевое управление, решали, как солнечные панели расположить, какой двигатель подобрать, как установить.
Рамису Зарипову 27 лет, он докторант и преподаватель на кафедре транспортной техники и логистики. Транспорт – всё, что ездит, летает и ходит по воде, – его интересовал с детства. Любовь к технике передалась от отца-железнодорожника.
Солнечный тримаран Рамис разрабатывал и собирал не один, а втроём с коллегами-преподавателями. На сборку первого ушло три месяца. Потом дело пошло быстрее: теперь на это уходит месяц. Уже приступили к сборке третьего судна. К слову, работать павлодарцы начали в разгар пандемии, поэтому первое время были небольшие сложности с доставкой комплектующих деталей и узлов.
– Первый тримаран был сборным, – говорит Рамис Зарипов. – Мы до болтика его разбирали, он легко складывается, помещается в любую машину, перевозится. Сейчас сделали сварную конструкцию, она лёгкая, можно погрузить на манипулятор и привезти в гараж, поставить. Сварная конструкция прочнее и дешевле.
Каждая из солнечных батарей стоит 60 тысяч тенге, всего их 12. Электродвигатель и аккумуляторы тоже дорогие. Интересно, что почти все материалы, использующиеся при сборке тримаранов, отечественного производства. Более того, большую часть из них закупают в Павлодарской области.
– Покупаем только материалы и те комплектующие, которые не можем сделать сами. Например, солнечные панели и провода. Остальное делаем сами, для этого закупили оборудование, – добавляет Р. Зарипов.
Воплотить проект в жизнь было бы невозможно без стартового капитала. Для начала поддержку оказал вуз, где работает Рамис. В обмен университет получил в доверительное управление первый из собранных тримаранов.
– Поначалу вуз выделил нам малый грант и помещение, где мы могли бы работать. Потом выиграли грант в четыре миллиона тенге по программе «Business Ertis», организованной управлением предпринимательства. Оба гранта безвозвратные, – объяснил Рамис Зарипов.
На сегодняшний день грантовые средства освоены. Однако пока ни одного тримарана не продано, и не удивительно: зима – не лучший сезон для катания на катамаране или электротримаране по озеру. Павлодарцы надеются, что ближе к апрелю ситуация изменится в лучшую сторону. А пока подают заявки на участие в различных проектах, направленных на поддержку бизнеса. Недавно стали участниками программы льготного кредитования для молодых предпринимателей «Zhas-Halyk.Ertis».
Павлодарцы обещают, что их детище сможет прослужить без серьёзного ремонта семь лет. Металлические конструкции покрыли специальной антикоррозийной краской с молотковым эффектом. Сама по себе конструкция солнечного тримарана проста. Его создатели обещают, что с ним будет даже проще, чем с бензиновым судном. Главное – следить за чистотой солнечных панелей.
На борту тримарана могут одновременно находиться до 20 человек, а вообще его грузоподъемность две тонны. Экологичное судно можно использовать не только чтобы катать отдыхающих, но и для перевозки небольших грузов. Можно сделать из него кафе, плавучую баню или паром. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
– Можем ограничиться лавочками, а можем, по желанию клиента, и барную стойку установить. Или обшить конструкцию пластиком, – уточнил Рамис Зарипов.
Чтобы работать официально, предлагать свои разработки клиентам из разных уголков Казахстана и участвовать в гос­программах, направленных на поддержку бизнеса, павлодарцы зарегистрировали ТОО. Рамис теперь – директор товарищества с ограниченной ответственностью «Альтенсур Инжиниринг». К слову, сейчас к сборке тримаранов привлекли троих студентов. Их трудоустроили и платят зарплату. Готовые тримараны пока хранят на базе университета. Если пойдут заказы, готовы расширяться, арендовать себе более подходящее помещение.
Отметим, в среднем солнечный тримаран, собранный павлодарскими умельцами, обойдётся покупателям в 2,7 миллиона тенге. Бензиновая версия будет стоить дешевле – около двух миллионов тенге. На экологичный транспорт уже есть два потенциальных покупателя.
– Сейчас ориентируемся на предпринимателей, которые работают на озёрах. Нам уже звонили из Алаколя и Борового. Пока ещё не сезон, люди не торопятся с такими крупными покупками. Тем более прошлый год был очень сложным, – считает Рамис Зарипов. – У нас есть устные договорённости с предпринимателем, работающим на озере Жасыбай. Если эпидемиологическая обстановка позволит, поставим свою продукцию. Он либо будет арендовать у нас тримаран, либо мы предложим им свои услуги.
Солнечный тримаран испытывали на Иртыше. По течению он шёл со скоростью десять километров в час, против течения чуть медленнее – около восьми километров в час.
Рамис и его коллеги и раньше занимались проектами, связанными с экологичным транспортом. Однако так далеко ещё не заходили. К примеру, электровелосипед и электроавтомобиль всё ещё на стадии разработки.
– Идей много, но чтобы полностью организовать производство на нашей базе, такое впервые, – говорит Рамис Зарипов.
Сейчас, помимо электротримаранов, павлодарцы могут предложить потенциальным клиентам двух- и четырёхместные электрокатамараны. Думают над тем, чтобы начать конструировать ещё и электрогидроциклы.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото предоставлено
Торайгыров университетом.


Количество показов: 427

Возврат к списку

Уходя, оставить свет
12:17 02.03.2021

Ветеран автодорог
10:13 02.03.2021

К штатному режиму
08:10 02.03.2021

Интересный бизнес
07:45 02.03.2021

«Не застрахован»
07:30 02.03.2021

Трагедия и величие одной семьи
08:31 01.03.2021

Вводятся послабления
15:28 27.02.2021

Встреча «без галстуков»
10:11 27.02.2021

Достойный поступок
16:59 26.02.2021

Зимние заботы
15:55 26.02.2021

Помоги ближнему
15:30 26.02.2021

Я б в учителя пошёл…
14:52 26.02.2021

За порчу техники
12:47 26.02.2021

Заложники пандемии
09:43 26.02.2021

«Путеводитель» по Азии
16:00 25.02.2021

Право на детство
10:02 25.02.2021

На карантине – учиться
07:30 23.02.2021

Я б в чиновники пошёл
07:00 23.02.2021

Боевое братство
10:56 22.02.2021

Вехи успеха Кузьменко
17:46 21.02.2021

Мастер золотые руки
13:51 21.02.2021

Идёт подготовка
10:53 21.02.2021

Лекарства будут
15:44 20.02.2021

Многое сделано. Предстоит больше
07:17 20.02.2021

Мелодия Майры
21:11 19.02.2021

Скоро сезон
09:05 19.02.2021

Испытано на себе
19:59 18.02.2021

На ринге – молодые боксёры
18:56 18.02.2021

Пишем – не пишем?
17:02 18.02.2021

Вот так птица!
16:54 18.02.2021

Будни библиотеки
14:46 18.02.2021

Образование: эффект модернизации
12:43 18.02.2021

Ключевой момент
09:33 18.02.2021

В самое сердце
21:20 16.02.2021

Зачислить с 8 февраля 1961 года…
17:16 16.02.2021

Инновации в деле
16:13 16.02.2021

От идеи до реализации
16:09 16.02.2021

За пьяную езду
15:04 16.02.2021

В зоне риска
15:01 16.02.2021

Избавляемся от снега!
12:52 16.02.2021

С пятого класса
10:49 16.02.2021

Замыкание – короткое, последствия – длительные
17:41 15.02.2021

Работа найдётся всем
16:44 15.02.2021

Я больше любил защищать…
09:39 15.02.2021

С вызовом справились
07:35 15.02.2021

Ветер против крыш
18:30 13.02.2021

Главное – начать
16:27 13.02.2021

Не вредить озёрам
15:24 13.02.2021

Экология плюс экономия
14:21 13.02.2021

Квартира вместо пенсионных
10:21 13.02.2021

Эхо афганской войны
12:43 11.02.2021

За сосульки и снег
11:36 11.02.2021

Юрист становится булочником
10:32 11.02.2021

В новой версии
10:26 11.02.2021

Не оставили в беде
09:15 11.02.2021

Установлены посты
08:50 11.02.2021

Появилась связь
08:20 11.02.2021

Квартирный переполох
08:10 11.02.2021

Было золотое – стало простое
08:00 11.02.2021

Первые ласточки
07:49 11.02.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт