Есть эффект
Есть эффект 10.06.2021

Есть эффект

В Павлодарской области разработана «Дорожная карта развития строительной отрасли», которая позволит навести порядок и значительно улучшить ситуацию в стройиндустрии региона.

Напомним, в апреле этого года прошло крупное совещание с участием акима области, на нём были проанализированы главные проблемы, так или иначе сдерживающие развитие отрасли. В их числе некачественное проектирование, устаревшие технологии строительства, отсутствие прозрачности при приёмке объектов, низкая ответственность заказчиков и администраторов программ, недостаточный кадровый потенциал строителей, несовершенная система госзакупок и прочее. Пути решения этих и других вопросов отражены в принятой дорожной карте. О главных аспектах нового документа мы беседуем с руководителем управления градостроительного и земельного контроля области Арманом Бекбосыновым.
– Арман Ильясович, сейчас в Павлодаре разрабатывается цифровая модель города, что она из себя представляет?
– В электронную карту города войдут все земельные участки, жилые дома, инфраструктура, те же опоры освещения, урны, лавочки, то есть будет учтено всё, в том числе инженерные сети. Чтобы каждый потенциальный инвестор, предприниматель мог видеть, где есть свободные земельные участки, энергомощности, в каком направлении желает развиваться город. Это пробный проект, в дальнейшем аналогичная работа пройдёт в Экибастузе и Аксу. В «Дорожную карту развития строительной отрасли» вошли анализ планируемых и возможных точек застройки, план развития инженерной инфраструктуры. Сейчас город столкнулся с проблемой, когда микрорайон строится, а прокладка сетей, мягко говоря, запаздывает. Хотя сначала должны прокладывать сети, а затем возводить дома. Думаю, в ближайшее время ситуация исправится.
– Казалось бы, это элементарные вещи, которые должны соблюдаться при строительстве. Почему такие нарушения?
– Мы не можем давать здесь оценку, к сожалению, сложилась такая ситуация, и её надо исправлять. Скорее всего, связано это с тем, что планирование хромает, возможно, сказывается частая смена руководства отделов строительства городов, районов. Есть вопросы по квалификации кадрового состава, в основном в этих отделах трудятся молодые специалисты 23-25 лет, многие без опыта работы в строительстве. Для повышения квалификации специалистов отделов городов и районов, управлений области планируется провести ряд обучающих семинаров по вопросам организации проектирования, строительства и капитального ремонта, с привлечением специалистов профильных управлений, преподавателей вузов, колледжей, лицеев. Кроме этого, мы раздали всем методички по регламенту внутреннего и внешнего контроля, куда включили выдержки из СНиПов, ГОСТов, законов. В дорожной карте предусматривается и расширение кадрового потенциала, привлечение студентов вузов и колледжей к производственной практике. В частности, есть меморандум с Торайгыров университетом. В этом году девять студентов у нас прошли производственную практику. Если один-два из них останутся в строительстве – уже хорошо.
– Одна из проблем отрасли региона – устаревшие строительные технологии. Как пойдёт переход от привычного кирпича к панельным плитам, комбинированному строительству?
– Дома, которые строит местный домостроительный комбинат «Темиртас», хорошо себя зарекомендовали. Учитывая, что у нас резко континентальный климат, по теплоотдаче панельные новостройки показали себя даже лучше, чем кирпичные. Но здесь дело в производстве. Комбинат просит гарантированных заказов, а мы не можем этого сделать, поскольку строительство домов идёт на конкурсной основе. Иными словами, комбинат не хочет работать на склад. Пару домов в Павлодаре они сейчас строят. Одновременно думаем о разработке пятилетнего графика крупнопанельного домостроения. Необходимо, чтобы эти технологии использовали и другие местные стройфирмы. Мы включили в дорожную карту разработку проектно-сметной документации монолитно-каркасного, сборно-панельного строительства.
Включили в дорожную карту развитие индустрии производства строительных материалов. До 1 июля должны составить реестр предприятий, занимающихся производством стройматериалов, рассмотреть проблемные вопросы этих фирм, возможность оказания им мер господдержки. До августа необходимо определить площадки и инвесторов для выпуска стройматериалов.
– На совещании поднимались вопросы качества стройматериалов, госзакупок.
– Любой стройматериал должен быть сертифицирован, на каждое изделие или на его партию необходим паспорт качества. Если у заказчика или службы технадзора есть какие-то вопросы, они должны отправить материал в лабораторию и убедиться, что тот соответствует морозостойкости, прочности и другим физико-механическим свойствам. В дорожную карту включена разъяснительная работа относительно ужесточения требований к качеству стройматериалов. Что касается госзакупок, то мы предложили внести в законодательство требования о наличии трудовых и материальных ресурсов, ответственности за привлечение субподрядных организаций, не указанных в заявке. Наряду с этим постарались повысить требования в части квалификации инженеров, которые будут принимать объекты. Чтобы у них было своё оборудование, компьютеры, нивелиры, лаборатории, а то, бывает, приходят лишь с ручкой и карандашом. Кроме того, требуем, чтобы на объекте 24/7 находились представители службы технадзора, чтобы всё постоянно проверялось. Технадзор – это глаза и уши заказчика. Вот это всё сейчас доносим до участников строительства. Некоторые на нас удивлённо смотрят, хотя это их работа.
– У нас сначала строят, потом исправляют, переделывают…
– Проекты лепятся непонятно как, потом до 80 процентов из них лежат на полках, а это же огромные бюджетные деньги. Почти на каждый дом, объект разрабатывается отдельный проект, хотя они должны быть типовыми, здесь не надо изобретать велосипед. Мы сейчас всё это регламентируем. Проектные работы должны сопровождаться, заказчик должен контролировать строительство. К примеру, в Баянаульском районе разработали проект строительства водопровода с расчётом мягкого грунта, а подрядчик пришёл и столкнулся с тем, что на местности – скальные породы. На прошлой неделе мы туда выезжали, заказчик предлагает сократить протяженность водопровода. Но это же не выход, тем более ставится задача увеличить процент охвата населения питьевым водоснабжением. Сейчас все думают: что делать? Я и сам был в шоке, когда всё это увидел.
– Почему так произошло?
– Из-за некачественного проектирования, отсутствия должного контроля со стороны заказчика, который, возможно, даже не выезжал на место. Всё начинается с проектирования.
– Какие еще аспекты вошли в дорожную карту?
– Расписан порядок контроля заказчиком выполняемых изыскательских, проектных, экспертных и строительных работ, отчётности по местному содержанию на объектах строительства, отслеживание объектов общественностью. Эффект очевиден. Участники строительства уже стали задумываться о том, что требования будут строже, что органы контроля тоже держат руку на пульсе.
– Были нарекания по поводу отсутствия прозрачности в системе приёмки объектов.
– До 2016 года объекты принимались в эксплуатацию госприёмочной комиссией с участием архитектора, представителей санэпидконтроля, ЧС, ГАСК, эксплуатирующих организаций, замакима города, района. Упрощение контроля в строительстве привело к тому, что зачастую застройщики не соблюдают существующих строительных нормативов. В настоящее время в приёмке участвуют заказчик, подрядчик, авторский и технический надзор. По некоторым проектам экспертизу выносили за несколько дней до сдачи, за номинальную стоимость, некоторые фирмы были аффилированы с проектировщиками. Недавно получили письмо из Комитета по делам строительства, в котором говорится о возможных фактах выдачи поддельных экспертных заключений. В Павлодарской области мы пока с такими случаями не сталкивались. Но сейчас Генпрокуратура и КНБ активно взялись за строительную отрасль. Думаю, всё идёт к тому, что завтра мы вернёмся к госэкспертизе при приёме объектов, институту госкомиссий, и это будет правильно.

Анна УРАЛОВА.
Фото pavlodarnews.kz.


Количество показов: 4251

Возврат к списку

На сцене – классика
02:10 16.09.2021

Окно в прошлое
02:07 16.09.2021

«Остров невезения»
02:03 16.09.2021

Кто заплатит за проезд?
01:56 16.09.2021

С глаз долой!
01:51 16.09.2021

Без побед
01:49 14.09.2021

Осилили половину
01:46 14.09.2021

Не замёрзнем
01:44 14.09.2021

Осечки на старте
01:32 11.09.2021

Времени мало
01:29 11.09.2021

Заслон от гриппа
01:20 11.09.2021

11 сентября 2021 года, суббота
00:03 11.09.2021

9 сентября 2021 года, четверг
23:57 09.09.2021

Цветущее лето
01:12 09.09.2021

О зубных мифах и не только…
01:08 09.09.2021

Гибриды далеко заведут
01:05 09.09.2021

Зелёная стрижка
01:02 09.09.2021

Плата за комфорт
00:47 08.09.2021

7 сентября 2021 года, вторник
23:53 07.09.2021

Не порадовали
00:56 07.09.2021

Таланты из Павлодара
00:52 07.09.2021

Пока не продали
00:39 07.09.2021

4 сентября 2021 года, суббота
23:48 04.09.2021

До последних минут
00:21 04.09.2021

Благая весть
00:12 04.09.2021

2 сентября 2021, четверг
23:30 02.09.2021

Жемчужина Поднебесной
15:00 23.08.2021

Быстрые поправки
10:56 23.08.2021

«Ashyq» – в школах Экибастуза
10:54 23.08.2021

Доедем с ветерком
10:30 23.08.2021

Эффект вложений в отрасль
08:51 23.08.2021

Дело ветеранов
10:46 22.08.2021

Дорожные миллиарды
10:39 22.08.2021

Груз заботы
15:34 21.08.2021

Доверие обязывает
14:03 21.08.2021

Ковид «помолодел»
12:00 21.08.2021

Безопасная школа
10:28 21.08.2021

Снова за чайники?
09:22 10.08.2021

Запас наполовину
08:15 10.08.2021

Зелёный, жёлтый, красный…
08:09 10.08.2021

Фотолетописец
12:02 05.08.2021

Вектор на успех
12:00 05.08.2021

Судиться стали чаще
11:30 22.07.2021

Марка на молоке
11:05 22.07.2021

Особо опасный мусор
10:38 22.07.2021

Права-то есть…
09:03 22.07.2021

Понять душу народа
08:25 22.07.2021

Наследие «Иртыша»
22:07 20.07.2021

Вынужденные меры
19:19 20.07.2021

Казахстанский мир – единство в многообразии
18:02 20.07.2021

Майнинг в Казахстане – быть или не быть?
13:06 20.07.2021

АПК: уверенный рост
12:56 20.07.2021

Школьный брендбук
12:25 20.07.2021

Кадровые перестановки
10:01 20.07.2021

Через терминал
09:49 20.07.2021

Взять под контроль
19:00 15.07.2021

15 июля 2021
09:12 15.07.2021

Пик жары миновал
12:05 13.07.2021

Снова за уборку
10:19 13.07.2021

Ответственная пора
09:12 13.07.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт