Прежде чем стать главным казначеем области, Еркин Смагулов закончил университет по совсем другой специальности и даже не думал, что однажды его занесет на госслужбу. И только очутившись в 1996 году во время преддипломной практики на ТЭЦ-2, будущий инженер-энергетик понял, что это «не его». Работать по специальности вчерашний студент не захотел и снова пошел поступать: уже на экономическую специальность.
– Отучившись два года заочно, я узнал, что в городское казначейство требуются работники. Я тогда, если честно, вообще не представлял, что это за ведомство, чем там занимаются, но на собеседование пошел, – вспоминает Еркин Смагулов. – Меня взяли стажером, и следующие три месяца я работал бесплатно.
Каждое утро начиналось с того, что молодому специалисту нужно было распечатать кипу документов, достать из сейфа штамп – они тогда полагались каждому сотруднику, и, наконец, приступить к проверке бумаг. На тот момент казначейство обслуживало около 200 государственных учреждений, соответственно, бумажной работы было немало.
Да и в целом работали тогда по иной системе: только в 2002 году все перешло в компьютерный формат. Если раньше все бумаги заполняли вручную, а главным бухгалтерам надо было приходить лично каждый раз, когда нужно было проставить печать, то теперь все это можно сделать за несколько минут, даже не вставая с рабочего места.
– Главная цель нашей работы заключается в том, чтобы денежные потоки, которые приходят из Астаны, дошли до каждого адресата, – отмечает Еркин Смагулов. – Чем быстрее мы сработаем, тем быстрее госслужащие получат зарплату. Поэтому я всегда своему коллективу говорю: когда «проводите» документы, ставьте себя на место других людей.
Сегодня департамент казначейства обслуживает государственные учреждения республиканского, областного и городского уровня. Образно говоря, под крышей Министерства финансов сосредоточены две системы: налоговая, которая занимается доходами бюджета, и казначейство, которое собранные с населения налоги передаёт на развитие региона и работает с расходами.
– В каждом районе у нас есть территориальное подразделение. Получается, что работаем по такой схеме: центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета считается Министерство финансов, затем идет областной уровень, город, и замыкают все районные казначейства, – говорит Еркин Смагулов. – На своем опыте могу сказать, что большинство проблемных вопросов по исполнению бюджета возникает на районном уровне. При этом именно там явно видно, какие нормативные акты работают, а какие нет. Становится понятно, что нужно изменить, чтобы работать людям было легче и проще.
При переходе на новую систему работы приходилось сталкиваться с разными трудностями, к примеру, однажды подвела техническая сторона. Когда под конец месяца нужно было сделать освоение бюджета, система зависла: серверы в Астане не справились с нагрузкой – не хватило мощности.
– У меня в кабинете стоял большой стол, он был полностью завален бумагами, счетами, которые нужно было «провести». Представьте, завтра людям отчитываться, все переживают, звонят с акимата, а мы ничего сделать не можем, – рассказывает Еркин Смагулов. – В областном департаменте мне сказали, что ночью отключений точно не будет, поэтому в пять вечера я всех своих работников отправил на ужин, а в восемь на своей машине отвез обратно в офис. Мы просидели до восьми утра, чтобы все закончить вовремя.
После четырех лет работы в городе Еркина Смагулова назначили руководителем районного казначейства и отправили в Успенский район. Там он осел на следующие десять лет и, как признается сейчас, хоть и получил колоссальный опыт, иногда просто опускались руки.
– При мне сменилось четыре районных акима, но когда десять лет подряд делаешь одну и ту же работу, из года в год одно и то же, начинаешь работать на автомате, – делится впечатлениями Еркин Смагулов. – В психологическом плане это тяжело. И все-таки я благодарен судьбе, что все так сложилось: я по своей природе госслужащий, и за все годы у меня в трудовой книжке только одна запись. Надеюсь, так и останется.
В 2011 году Еркин Серикович стал первым заместителем руководителя департамента казначейства Павлодарской области, а ещё через четыре года возглавил ведомство. Чтобы занять эту должность, прежде ему пришлось пройти собеседование лично с министром финансов. Кандидатуру сочли достойной.
Интересно, что где бы Еркин Смагулов ни работал, везде выручало первое образование. Все 20 лет несостоявшемуся теплоэнергетику постоянно приходилось брать на себя хозяйственные вопросы.
– Я с утра прихожу и сначала обхожу здание, проверяю, чтобы все было нормально. Здание не новое, нужно следить за той же системой отопления, – замечает главный казначей области. – И вообще, я не сижу с утра до вечера в кабинете, а стараюсь пройтись по всем отделам, поговорить с девчатами, за чашкой чая узнать, что их тревожит.
Раз в месяц в актовом зале областного департамента казначейства собирается весь коллектив: 65 человек, из которых только шестеро представители сильного пола. В прошлый раз на таком собрании сотрудницы попросили, чтобы их на полчаса раньше отпускали с работы, чтобы успевать забирать детей из садика вовремя. А еще уже традиционно каждый март – в Международный женский день – руководитель казначейства встречает своих сотрудниц у входа в офис с букетом цветов.
– Мы заключили коллективный договор, прописали все эти моменты, и женщины, у которых есть маленькие дети, теперь могут уходить чуть раньше. Согласно тому же договору мужчины могут рассчитывать на один выходной в связи с рождением ребенка, – рассказывает Еркин Серикович.
На сегодня согласно стратегическому плану Министерства финансов все платежи должны проходить через казначейство за семь рабочих часов, в прошлом году давалось на час больше, соответственно, в следующем году время обработки документов должно сократиться до шести часов.
– Мы ставим перед собой цель так наладить работу, чтобы деньги поступили получателю уже через час, – отмечает Еркин Смагулов.
В этом году сотрудникам департамента, равно как и остальным госслужащим, пришлось пройти аттестацию: руководитель проходил ее в Министерстве финансов перед высшей административной комиссией, а работники областного департамента и территориальных подразделений (все, кто подлежал аттестации) – на местах.
– Средний возраст наших сотрудников 40 лет, у них большой опыт, и свою работу они знают. Поэтому аттестацию прошли без проблем, – говорит Еркин Смагулов.
По результатам аттестации восемь сотрудников были рекомендованы к повышению. Справедливости ради стоит сказать, что двоих рекомендовали понизить в должности.
По словам руководителя ведомства, для казначейства главная проблема сегодня – отнюдь не коррупция, а нехватка грамотных специалистов в сельских округах. Чтобы исправить ситуацию, в департаменте готовы заключить меморандум с местными вузами и пересмотреть требования к молодым специалистам, дав выпускникам возможность проявить себя, не имея за плечами опыта работы.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото автора.

irstar.kz