Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. В Советском Союзе МТС функционировали с переменным успехом на протяжении долгого времени. Даже в независимом Казахстане это уже не первая попытка создать машинно-тракторные станции. После двух неудачных попыток было решено, что наилучшим вариантом для создания МТС будет объединение мелкотоварных производителей. Тем более сейчас для этого наступил хороший момент. В Казахстане ввели ощутимую помощь для таких объединений. К примеру, согласно Программе развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы, власть делает ставку именно на мелких крестьян. Именно для сельхозкооперативов заложены обильные субсидии на покупку спецтехники. Государство обещает возместить до 50 процентов стоимости машин по приоритетным направлениям (животноводство и молочное производство), и до 25 процентов по остальным.
Объединившись группой, у мелких крестьян не будет необходимости покупать технику для себя отдельно. И сейчас МТС – по сути, единственная возможность для многих мелких крестьян пользоваться первоклассной современной техникой. К тому же, учитывая малые площади земель в таких хозяйствах, срок окупаемости какого-нибудь условного трактора или комбайна запросто может превышать рекомендованный срок службы. Благодаря новой инициативе каждому из фермеров по отдельности спецтехника обойдется намного дешевле. Во-первых, до половины стоимости трактора оплатит государство, во-вторых, оставшуюся часть намного проще выплатить, разделив сумму, к примеру, на десятерых.
– Наша задача – помочь, чтобы вы могли купить комбайн для уборки, – говорил аким Павлодарской области Булат Бакауов на встрече с фермерами Иртышского района. – Если нет денег, поможем вам взять льготный кредит. На вашем примере мы можем сделать новое предприятие и потом этот опыт будем продвигать по области.
При ведении своего хозяйства необходимо учитывать климатические условия Павлодарской области: резко континентальный климат, холодная и продолжительная зима, короткое лето. В связи с этим у многих мелкотоварных аграриев возникают проблемы из-за дефицита техники. В первую очередь это касается уборки урожая. В том же Иртышском районе далеко не редки случаи, когда крестьяне попросту не успевали собрать урожай, и тот попадал под снег. Объединяясь под эгидой МТС, у крестьян как раз и будет техническая возможность вовремя и без потерь собрать урожай. Кроме того, станция сможет оказывать сервисные услуги и другим фермерам, а со временем и расширить спектр услуг.
По словам АйжанКельдыбековой, главного специалиста областного управления сельского хозяйства, за основу нынешних машинно-тракторных станций взята советская модель. Главное отличие состоит в том, что теперь не государство будет за свой счет создавать парк техники, а сами крестьяне, объединившись в кооператив, смогут приобрести необходимые сельхозмашины. Государство же будет оказывать помощь, способствовать тому, чтобы станция встала на ноги. Производиться это будет в первую очередь через субсидии и льготные кредиты.
В основе каждой МТС будет свой устав. Специалист говорит, что учредители войдут в организацию станции долями на условиях солидарной ответственности, при этом устав одной МТС может кардинально отличаться от устава другой. В нем учредители прописывают все волнующие их моменты: порядок пользования техникой, ее обслуживания, ремонт и так далее. Все вступают в кооперацию по принципу «один участник – один голос». В новой модели главным органом для принятия тех или иных решений станет собрание учредителей. Будет введена должность председателя МТС, но она, скорее, формальная. К примеру, председатель будет представлять станцию на различных мероприятиях и оглашать решения от лица собрания.
Если у местных аграриев получится в ближайшее время создать кооператив и закупить необходимую технику, то о первых результатах деятельности МТС в нашей области можно будет судить уже после окончания нынешнего полеводческого сезона. К слову, вполне возможно, что в скором времени в Павлодарской области примутся за создание еще одной машинно-тракторной станции, на этот раз в Успенском районе.

Руслан ЛОГИНОВ.

irstar.kz