Проект, направленный на профориентацию учащихся, начал работать в СОШ №28 по инициативе ее директора Гульмиры Мантыковой. С приходом в это учебное заведение руководителем она решила, что даже с учетом постоянно обновляющегося содержания образования у их школы должна быть какая-то своя «изюминка».
– Сегодня задумываться о будущей профессии детям нужно как можно раньше, – считает Гульмира Мантыкова. – Практически с первого класса необходимо ориентировать школьника на определенную профессию. Часто случается так, что ребенок, к примеру, хочет стать врачом, однако у него к этому совершенно нет способностей. Именно поэтому мы решили заниматься профориентацией наших детей.
Так, в 2014 году началась подготовка к проекту «Школа-Колледж-Вуз-Предприятие», а уже через год заключен четырехсторонний меморандум о взаимном сотрудничестве школы, технологического колледжа, Инновационного Евразийского университета и ТОО «Нефтехим LTD». Кроме того, руководство учебного заведения заключило договор о социальном партнерстве с Павлодарским нефтегазовым колледжем. А в нынешнем году в рамках действующего проекта подписан еще один меморандум, участниками которого, помимо школы, стали Павлодарский колледж сервиса и питания, региональная палата предпринимателей и ТОО «Крендель». Школа стала экспериментальной площадкой в развитии учащихся, чтобы в дальнейшем они без труда могли определиться с профессией.
По словам Гульмиры Сахтаевны, уже в начальных классах школьный психолог должен провести специальное анкетирование, при помощи которого выявляются интересы, задатки и способности ребенка к определенному предмету, что в будущем вполне может повлиять на выбор его профессии.
– Статус экспериментальной площадки подразумевает дополнительные часы для развития детей, – поясняет Гульмира Мантыкова. – Это время у нас пошло на изучение химии. Если этот предмет дети начинают изучать с восьмого класса, то в целом участниками проекта стали в основном учащиеся седьмых-девятых классов. К примеру, у семиклассников идет подготовка к изучению химии, так как это сложный предмет и далеко не всем удается освоить его сразу. К этому предмету детей мы готовим при помощи таких спецкурсов, как «Основы химических знаний», «Химия вокруг нас» и ряд других. В этом году учительница химии, работающая в нашей школе, анализируя успеваемость детей, отметила, что качество знаний по этому предмету заметно улучшилось.

Кстати. По мнению алматинских экспертов, актуальность профориентации сегодня неоспорима. Свыше 80 процентов молодежи, находящейся в поиске работы, имеют профессиональное образование. Каждый третий соискатель окончил вуз, больше 40 процентов – выпускники колледжей. Трудоустроиться многие из них не могут по одной причине – профессия не подходит. Не секрет, в стране избыток юристов и экономистов, а предприятия в них уже практически не нуждаются. Однако каждый год факультеты продолжают выпускать новых специалистов. Причин, по которым юноши и девушки выбирают заведомо невостребованные специальности, несколько. К примеру, это незнание рынка труда выпускниками школ и их родителями. Эксперты практически единогласны во мнении: начинать профориентационную работу нужно чуть ли не с детского сада. Сегодня ребенок играет в больницу, завтра – в космонавтов. И задача родителя – поддержать интерес малыша, предлагая ему разные игры.

Проектом и подписанными меморандумами предусматривается, что выпускники этой школы, поступившие в перечисленные колледжи, сначала проходят профессиональную практику на предприятии, а затем туда трудоустраиваются. Для детей даже проводятся плановые экскурсии. Это способствует тому, что школьники и их родители имеют возможность заранее познакомиться с некоторыми профессиями и узнать, как ведется подготовка специалистов. По словам педагогов школы, сегодня далеко не каждое предприятие готово взять на себя такую ответственность, чтобы в будущем гарантированно трудоустраивать молодых неопытных ребят. Пока это единственная школа в Павлодарской области, где реализуется проект, связанный с профориентацией.
– В рамках проекта мы проводим тематические экскурсии, которые уже стали у нас плановыми, – рассказывает куратор проекта, социальный педагог СОШ №28 Найля Камалитдинова. – В это время дети имеют возможность не только наблюдать за определенным производственным процессом, но и могут общаться с представителями конкретных профессий. Нурсултан Назарбаев говорит о необходимости популяризировать рабочие специальности, и вот при помощи этого проекта дети узнают о таких редких профессиях, как экструдерщик, ткач полимерного производства, машинист компрессорных установок. Школьники узнают о том, что эти специалисты дают своему предприятию и Казахстану в целом.
В прошлом году по итогам первого года работы проекта в СОШ №28 состоялся конкурс «Парад профессий». В ходе мероприятия учащиеся седьмых-девятых классов смогли узнать о новых профессиях. Помощь в проведении конкурса оказали представители павлодарских предприятий, которые консультировали детей, предоставили для участия в конкурсе рабочую одежду и даже образцы готовой продукции. Кстати, еще один такой же конкурс состоялся в апреле нынешнего года, когда участники проекта сами представляли основные профессии двух предприятий, с которыми школа состоит в партнерстве. Планируется, что конкурс «Парад профессий» будет проводиться ежегодно.
– Мы стараемся, чтобы наши дети сделали свой выбор осознанно, – говорит Найля Камалитдинова. – Это не должно быть стремлением просто поступить в колледж и, получив диплом, не знать, куда идти на работу. К примеру, приобретая рабочую профессию, выпускники колледжа в дальнейшем могут продолжить свое образование, при этом уже работая на производстве.
Важно отметить, что проект дал возможность детям расширить свои представления о профессиях, связанных с химическим производством. В нынешнем году школа начала апробировать возможности развития пищевого направления, поэтому в восьмых-девятых классах введены спецкурсы «Питание и здоровье», интегрированные занятия по выбору «Химия и пища», «Основы кондитерского производства». Занятия проходят
совместно с преподавателями павлодарских колледжей. В планах у руководства школы заключить договор с другими предприятиями, которые тоже смогут повлиять на выбор учащихся. Эти направления будут связаны с пищевой промышленностью, туризмом и гостиничным бизнесом.
В 2016 году выпускники девятых классов СОШ №28 Алексей Золотарев, Владимир Виниченко и Алмас Касанов поступили в Павлодарский технологический колледж и успешно проходят там обучение. В проекте «Школа-Колледж-Вуз-Предприятие» участвуют семь классов из нескольких параллелей, это 160 детей, или 24 процента от общего числа учащихся школы.

 

Фото предоставлено Павлодарской СОШ №28.

irstar.kz