Немного о самом художнике, имя которого связано с Павлодаром. Известный советский художник Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (1911-1983) – автор многих замечательных работ. Вряд ли кто из современных молодых людей слышал эту фамилию, но люди постарше должны помнить. Ну если не фамилию, то работы Яр-Кравченко наверняка видели все, кто жил при советской власти: серии портретов писателей, политических деятелей, фронтовиков, космонавтов… Они печатались в газетах и журналах, выходили на открытках и марках. Я, например, отлично помню комплект открыток «Герои космоса» (1975 год, 34 замечательных портрета!). Известный литературовед Лев Аннинский в очерке «Дед и Яр» вспоминает другую работу: «Портреты боевых лётчиков, отпечатанные не очень чётко на дешёвых почтовых открытках, но исполненные живой выразительности, – в годы Великой Отечественной войны их знали все; по ним я на всю жизнь запомнил имя художника: Яр-Кравченко».
Как военный художник, А. Яр-Кравченко не раз подвергался смертельной опасности. Известен случай его работы под обстрелом (Ленинградский фронт, 13-я воздушная армия), когда был убит портретируемый… Художник остался жив. Свыше пятисот портретов и композиций создал он на фронте. Лучшие находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Русском музее и других собраниях. В годы войны А. Яр-Кравченко был награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени.
Он был лауреатом Государственной премии СССР, носил звание народного художника РСФСР.  А «восхождение к славе» начиналось в 30-х годах прошлого века. Еще учась в Академии художеств, он иллюстрирует книгу о челюскинцах. Перед войной художник создает предназначенный «в подарок» Восьмому съезду Советов альбом «И.В. Сталин». За картину «А.М. Горький читает тт. И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть» (1940) Яр-Кравченко получил Сталинскую премию. Не менее известно его другое полотно на эту же «писательскую тему», оно называлось «Ответственность на вас!» (1960 год, групповой портрет участников Первого съезда советских писателей в 1934 году). Понятно, что с развалом СССР фамилия этого «певца советского строя» была вычеркнута из новых словарей и справочников…
Если же отбросить все политические оценки, А.Н. Яр-Кравченко был и остается замечательным портретистом, запечатлевшим для истории черты сотен людей своего времени. В ряду других портретов «мастеров слова» он создал прекрасные портреты писателей Казахстана: Джамбула, Мухтара Ауэзова, Всеволода Иванова, Сабита Муканова. Портрет Джамбула работы А.Н. Яр-Кравченко хранится в Павлодарском художественном музее, его передала в Павлодар жена художника Анна Георгиевна в 1985 году. Но об этом чуть позже…
О том, что будущий известный советский художник А.Н. Яр-Кравченко жил в Павлодаре, я узнала из книги Светланы Гронской «Здесь я рассадил свои тополя…». Документальная повесть о Елене Вяловой и поэте Павле Васильеве». В книге приводятся записи Елены Александровны Вяловой-Васильевой. В одной из них, датированной 20 ноября 1956 года, рассказывается о встрече Елены Александровны с сотрудниками Гослитиздата, где готовилась к выходу в печать книга П. Васильева. «…Я показала фотографии Павла для портрета к книге, все находящиеся там заговорили в один голос, что лучше было бы дать портрет, нарисованный художником с этих фотографий. Я не возражала, но сказала, если только будет хороший художник. Буров (зав. художественной секцией Гослитиздата. – О.Г.) предложил Яр-Кравченко и тут же позвонил ему по телефону. Я слышала только отрывки, но поняла, что Яр-Кравченко хорошо знал Павла и согласен писать портрет, что он сейчас приедет в Гослитиздат и просит подождать меня. Конечно, я осталась. Через 30-35 минут приехал Яр-Кравченко. Встреча была самой тёплой, оказывается, что Анатолий Никифорович очень давно знал Павла, что еще в детстве в Павлодаре качались на одних и тех же качелях. Потом их судьбы разошлись. Яр-Кравченко поехал, будучи уже юношей, в Москву, где и завоевал своё место одного из лучших портретистов, а Павел много скитался, бродяжничал, прежде чем завоевал имя известного поэта. Позднее, когда оба имели имя, у них произошла встреча, и при этой встрече выяснилось то, что они жили в одном городе, дружили, когда были мальчишками…». Тот факт, что судьба А.Н. Яр-Кравченко была связана с Павлодаром, подтвердили в Павлодарском художественном музее. Как уже говорилось, здесь хранятся портрет Джамбула его работы и, как оказалось, сопроводительное письмо жены художника Анны Георгиевны. Она пишет: «…Мне приятно, что этот портрет будет находиться у вас, в Павлодаре. Портрет Джамбула – одна из лучших работ художника, за которую в 1948 г. ему была присуждена Государственная премия СССР. А сам Анатолий Никифорович в детстве несколько лет жил с родителями в Павлодаре. Пишу вам все это, т.к. знаю, как интересны такие подробности вам, музейным работникам… Москва, 24 января 1985 г.».
«…Что же с портретом Павла Васильева, который начал рисовать А. Яр-Кравченко в 1956 году? – писала я в том давнем очерке. – Запись Елены Александровны Вяловой-Васильевой о художнике заканчивается так: «Посмотрю в Гослитиздате, куда его уже сдал Анатолий Никифорович…». Но в книге стихов Павла, которая вышла в свет в конце 1957 года, помещён портрет художника К. Радимова! Что произошло? Портрет не был закончен, или издательство не устроила работа А. Яр-Кравченко, или повлияли какие-то другие события? Так или иначе следы этого портрета затерялись. Вместе с директором Павлодарского Дома-музея им. П. Васильева Л.С. Кашиной (в те годы. – О.Г.) мы пересмотрели все хранящиеся здесь портреты поэта, работы Яр-Кравченко среди них нет… Возможно, хранится он где-то в архивах издательства (если был туда сдан). Возможно, нам еще предстоит увидеть портрет нашего земляка-поэта работы художника А.Н. Яр-Кравченко, который, оказывается, тоже был нашим земляком…».
И вот действительно пришло это время, и мы увидели «затерянный портрет». Ещё раз восхитились красотой Павла, и ещё раз горько вспомнили о том, что он погиб таким молодым, талантливым и красивым всего в 27 лет…


Ольга ГРИГОРЬЕВА.
Портрет Павла Васильева работы худ. А. Яр-Кравченко. Бумага, карандаш, 29х22 см. Из семейного архива Ю. Яр-Кравченко.

irstar.kz