Ж. Аймауытова Гульжан Каирбекова вполне могла бы позволить себе с утра до вечера раздавать интервью, при этом рассуждать в них о своём месте в истории и даже немного критично относиться к менее опытным «сёстрам» по сцене. Однако несмотря на свой актерский талант и хорошие вокальные данные «павлодарская Майра» ведет себя подчёркнуто скромно.

Накануне своего юбилея исполнительница главных ролей в опереттах «Летучая мышь» по И. Штраусу и «Біржан-Сара» М. Тулебаева рассказала «Звезде Прииртышья» о своем творческом пути, невольно приоткрыв закулисье.

Далеко не каждый артист театра или кино может похвастаться тем, что с самого первого дня в его карьере все складывалось удачно. Сначала нужно поступить учиться, а затем получать желаемые роли и достойно справляться с ними. Не совсем просто и гладко все происходило и в жизни Гульжан Каирбековой. Сегодня свою закалку, силу характера и творческий азарт эта артистка демонстрирует не только перечнем сыгранных ролей и серьезным подходом к работе, но и возможностью говорить о когда-то случившихся неудачах, которые поджидали ее в самом начале пути.

Гульжан Каирбекова родилась в Иртышском районе, где окончила школу на русском языке, а затем поступила в Павлодарский музыкальный колледж имени П.И. Чайковского по классу хоровое дирижирование. Любовь к музыке передалась девушке от отца Мырзабая, который несмотря на отсутствие образования не только имел красивый голос, но и владел несколькими музыкальными инструментами. Он играл на гитаре, мандолине, балалайке и баяне, а Гульжан, конечно, прислушивалась к нему. И поскольку позже она захотела развиваться в вокальном направлении, то в ее планы входило поступить в алматинскую консерваторию.

В то время в Павлодаре проходил творческий конкурс молодых исполнителей, где ей посчастливилось пройти два тура, а третий должен был состояться как раз в южной столице. К сожалению, строгое жюри не оценило старания 21-летней конкурсантки, зато именно в тот момент Гульжан приняла одно из самых важных в своей жизни решений – поступать в театральный институт.

– Папа всегда говорил, что его дочь будет артисткой, а мама, наоборот, считала такую профессию недостойной для девушки и даже называла театр балаганом, а музыкантов – балагурами, шутами и несерьезными людьми. Уважение у нее вызывали только две профессии – врача и учителя. О том, что я еду поступать в театральный институт имени Т. Жургенова, родителей в известность я не поставила. Просто собрала документы и уехала, – рассказывает Гульжан Каирбекова.

О себе Гульжан Каирбекова говорит, что ее считали русскоязычной девушкой. Ей практически ничего не было известно о театральном искусстве, поэтому к поступлению в институт она оказалась попросту не готова.

– Вступительный экзамен я, разумеется, не прошла, – вспоминает собеседница. – Естественно, обучение на национальном факультете подразумевало безупречное владение дикцией и артикуляцией. Тогда мне посоветовали вернуться в Павлодар и продолжать работать там. Для меня это было очень обидно! Тогда я решила доказать, что все равно смогу получить желаемое образование.

После колледжа в родном Иртышском районе девушка работала учителем музыки, а с 1993 года стала актрисой Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова. Однако получить качественное профессиональное образование она все-таки стремилась.

В 1994 году Гульжан Каирбекова вновь приехала поступать учиться. Некоторые из представителей экзаменационной комиссии даже узнали девушку, поразившись не только ее хорошей подготовке, но и напористости, сильному характеру. Так она пополнила ряды алматинских студентов, поступив на специальность актриса драмы и кино.

После обучения молодая актриса вернулась в павлодарский театр. Вначале продолжала играть в детских сказках, а уж затем стала получать большие роли. В 1997 году Гульжан Каирбекова сыграла Карагоз в одноименной трагедии Мухтара Ауэзова, посвященной 100-летию писателя, в постановке режиссера и заслуженного артиста РК Байтена Омарова. А в 2000 году главный режиссер и художественный руководитель театра имени Ж. Аймуытова Ерсаин Тапенов поставил оперетту «Летучая мышь» И. Штрауса, где Гульжан Каирбекова сыграла роль Адель, на высшем уровне продемонстрировав свои вокальные навыки.

– Именно режиссер Ерсаин Тапенов сделал из меня актрису, – говорит Г. Каирбекова. – Он по полной загружал меня работой, мне даже некогда было подумать, смогу ли я справиться с ролью. Иногда приходило в голову, что он просто проверяет меня, а в итоге я все успевала, продолжая работать все больше.

Между тем среди многочисленных главных ролей, сыгранных в павлодарском театре Гульжан Каирбековой, зрителям больше всего запомнились роли легендарной певицы и композитора Майры Шамсутдиновой в известной музыкальной пьесе «Майра», Сары в опереттах М. Тулебаева «Біржан-Сара» и Адель из «Летучей мыши» И. Штрауса. Кстати, в 2004 году, чтобы сыграть роль Майры, актриса за два месяца научилась играть на гармошке.

– Эта роль далась мне очень непросто, я долго искала этот образ, но о Майре Шамсутдиновой практически не было никакой информации, – рассказывает Гульжан Каирбекова. – Я много думала над тем, как нужно ее сыграть, как к ней можно приблизиться. А ведь люди придут смотреть не на меня, а на Майру. В тот момент я даже готова была отказаться от этой роли и уйти из театра, потому что играть этого талантливого человека мне было просто страшно. В итоге я самостоятельно по ночам осваивала гармошку, что совсем не требовалось по условиям игры, так как в руках я должна была держать только ее макет. Но я попросила купить мне настоящий инструмент, который нашли где-то на базаре. Именно гармошка и помогла мне справиться с этой сложной ролью.

За роль Майры Шамсутдиновой в 2004 году актриса была награждена знаком Министерства культуры РК «Mәдениет қайраткері» («Деятель культуры»). В 2007 году Гульжан Каирбекова стала лауреатом I республиканского конкурса певцов «Сұлу Майра», посвященного творчеству М. Шамсутдиновой. Кроме того, у актрисы немало и других наград.

Сегодня Гульжан Каирбекова по-прежнему очень требовательна к себе. Она признается, что после любого сыгранного спектакля может не спать целую ночь, анализируя свою работу. Именно такое отношение к делу позволяет артистке держаться на достойном уровне и справляться с новыми задачами.

В честь юбилея артистки 13 мая 2017 года в Павлодарском областном казахском музыкально-драматическом театре имени Ж. Аймауытова состоится творческий вечер Гульжан Каирбековой. В ее исполнении павлодарские зрители услышат арии из оперетт, русские и казахские романсы. Концерт пройдет в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижера – заслуженного деятеля культуры РК Болата Рахимжанова.

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz