На самом деле стопроцентной гарантии и защиты сегодня не может дать никто. Просто потому, что каждый ребенок индивидуален и уникален, говорят специалисты. Каждый человек имеет свою психику и самостоятельное восприятие той или иной информации. Для гармоничного развития личности ребенку необходимо освоение новых технологий, в том числе и знакомство с Интернетом. По мнению психологов, лучший способ защиты детей – правильное воспитание. Научите своего ребенка отличать хорошее от плохого. Объясните ему, как следует вести себя в той или иной ситуации. Самостоятельное восприятие хорошего и плохого всегда будет лучше любой цензуры извне.

Несмотря на потенциальные опасности во Всемирной паутине, запрещать ребенку пользоваться Интернетом нельзя. Это все равно как запретить читать книги, ведь содержание отдельных «произведений» может быть сомнительным. Сегодня Интернет занимает немаловажное место в жизни и работе большинства людей и продолжает развиваться, позволяя значительно экономить время. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью Всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и не только. К сожалению, реальность такова, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Поэтому некоторые родители предпочитают просто-напросто запрещать своему чаду пользоваться этим достижением цивилизации. Вы должны понимать, что так или иначе ребенок все равно будет находить возможность пользоваться сетью, при этом его любопытство будет разжигаться в еще большей степени. Запретный плод сладок. Кроме того, такому человеку будет сложнее адаптироваться к особенностям Интернета уже будучи взрослым, потому как родители в свое время решили пойти по более простому варианту. В таких случаях вполне вероятно возникновение зависимости.

По мнению психолога Ольги Дубицкой, взрослые должны следить за процессом нахождения ребенка в сети, причем это следует делать как родителям, так и учителям в школе. Необходимо регулировать количество проведенного времени в Интернете и обращать внимание, на что оно уходит. Кроме того, ребенку обязательно нужно знать о важности сохранения своего пароля от почтового ящика либо социальной сети и информацию, которую можно там оставлять.

– Время изменилось, и сейчас ребенок без Интернета – это нонсенс, – продолжает специалист. – Практически с первых дней пользования сетью ребенок должен осознавать, что большинство информации в Интернете остается навсегда, и как она будет использоваться, никто не может сказать наверняка.

В зависимости от возраста ребенка существуют различные временные рамки его нахождения перед экраном монитора и, говоря по-простому, меры дозволенности. Например, родителям 7-10-летних детей психологи советуют запретить своим чадам пользоваться средствами для мгновенного обмена сообщениями и скачивать что-либо без вашего ведома, приучить их сообщать вам о любой встревожившей их вещи. Кроме того, не лишним будет пользоваться средствами блокировки нежелательного контента, а время непрерывного нахождения ограничить до 15 минут. После этого ребенок должен как минимум сделать небольшой перерыв и отвлечься от монитора. Детям в возрасте 10-13 лет уже можно создать собственную учетную запись на компьютере с ограниченными правами. В эти годы ребенок должен узнать от родителей о конфиденциальности личной информации и об ответственном и достойном поведении в Интернете, как и о том, что его манеры в сети не должны кардинально отличаться от поведения «в реале». Потому как зачастую возникают конфликты, в которые впоследствии оказываются вовлечены и родители. Например, сидя в одиночестве за компьютером, ребенок чувствует, что его никто не видит и никто не знает. В итоге, ощущая безнаказанность, он может начать писать что угодно, приправляя все это нецензурной бранью. В какой-то момент конфликт может выйти на уровень родителей, и, по словам О. Дубицкой, такая перепалка иногда перерастает в заявления в полицию и суд.

В более старшем возрасте, примерно в 14-17 лет, от большинства запретов нужно постепенно отходить, при этом продолжать контролировать ситуацию: следить, какими сайтами, программами, социальными сетями и чатами пользуется ребенок, и при необходимости пояснять возникающие вопросы. В таком возрасте следует исключить любые личные встречи с друзьями из онлайна. В обязательном порядке обсудите с подростками азартные игры и их возможный риск. Но это, конечно, общие советы и рекомендации, большинство необходимых мер родителям придется определять самостоятельно, в индивидуальном порядке. Все-таки каждый ребенок индивидуален.

Что касается «популярных» в последнее время суицидальных групп в социальных сетях, то в данном случае психологи в группу риска относят одиноких детей, у которых нет друзей, интересов, хобби. Счастливый ребенок, которого растят в любящей семье, никогда всерьез не станет заниматься подобными вещами. Зачастую дети делают это, чтобы попросту привлечь к себе внимание. Кроме того, непопулярные в школьной среде дети пытаются таким способом «влиться в тусовку», стать своим, самореализоваться среди одноклассников.

– Подобные вещи очень сильно цепляют одиноких детей, – поясняет Ольга Дубицкая. – Группы работают на таком принципе, что жертва с самого начала чувствует себя значимым, полноправным членом этого сообщества.

Психолог признается, что ей приходилось общаться с такими детьми, причем с теми, кто уже начал выполнять задания. К сожалению, многие родители до последнего момента не обращают внимания на такие случаи. Им кажется, что такое может случиться с другим ребенком, с кем угодно, кроме собственного сына и дочери. Поэтому когда отцы и матери узнают о подобных вещах, для них это настоящий шок. Но в этот момент на их плечи ложится большая ответственность. Именно от их действий в первую очередь зависит успешность реабилитации детей.

На начальной стадии вовлеченности ребенка хватает провести с ним «разговор по душам». Когда человек понимает, что он дорог окружающим людям, у него пропадает желание участвовать в подобном. Но опять же Ольга Дубицкая напоминает, что каждый такой случай уникален и не всегда меры могут совпадать. Чтобы предотвратить такие ситуации, психолог советует родителям постоянно общаться со своими детьми. Именно вникать в общение и слышать его. Причем роль основного спикера отводится ребенку, которому нужно давать выговориться. Родитель же должен в случае необходимости задавать уточняющие вопросы, если ребенка что-то волнует. То, что говорят дети, это действительно важно для них, нельзя пропускать это мимо ушей. Помогайте ребенку решить его детские проблемы, даже если они вам кажутся пустяковыми. Он должен всегда чувствовать вашу поддержку. Все то, чему вы учите своего ребенка, вы должны подкреплять собственным примером, иначе от обучения будет мало пользы. Помните, что правильное воспитание – залог хорошего будущего ребенка.

Руслан ЛОГИНОВ.

irstar.kz