– В настоящий момент все ранее отключенные дома – уже с горячей водой, – говорит заместитель гендиректора по производству ТОО «Павлодарские тепловые сети» Сергей Панихин. – В этом году по окончании отопительного сезона мы решили за месяц провести гидравлические испытания по всем трем станциям. Этим летом город максимально обеспечим горячей водой, за исключением тех объектов и жилых домов, на чьих сетях будут проводиться капитальные ремонты и реконструкция. Но и в этом случае минимизируем сроки ремонта до 30 дней. Будем подключать дома к горячей воде на какой-то период либо переключим на другую сеть. Аналогичные испытания пройдут в августе перед началом отопительного сезона.
Как уверяют тепловики, завершившийся отопительный сезон прошел в штатном режиме, без сбоев и серьезных аварий. По словам собеседника, в основном жильцы многоэтажек жаловались на недогрев.
– За отопительный сезон поступило 844 заявки, из них подтвердилось только 79 фактов, – говорит С. Панихин. – В основном проблемы были в начале отопительного сезона. Ежегодно готовность жилого фонда составляет не более двух процентов. Но мы вынуждены включать отопление, в противном случае начинаются жалобы, звонки и прочее. Только их включаем, начинаются проблемы на домах. Ко всему прочему жильцы модернизируют квартиры, самовольно переврезают стояки, подогревают полы, меняют радиаторы, где-то прибавляют секции батарей, где-то, наоборот, убирают. Возникает неравномерное распределение тепла между потребителями. Потом начинается: часть подъездов с теплом, в оставшихся – недогрев, в квартирах на нижних этажах жарко, а на верхних люди согреться не могут.
– Ремонтная кампания уже началась?
– Да, в этом году запланировали капитально отремонтировать 9,2 километра теплосетей, из них 70 процентов – это внутриквартальные распределительные сети и оставшаяся часть – магистральные. Кроме того, по результатам испытаний будут вноситься корректировки на проведение капремонта поврежденных участков. Еще одна наша головная боль – высокий уровень грунтовых вод. Это район Второго Павлодара и Дачный микрорайон, то есть сеть по улице Камзина находится в грунтовых водах. Поэтому там в домах ощущается недогрев, и мы вынуждены даже завышать температурный режим на станциях для того, чтобы поддерживать нужный уровень. Надеялись, что уровень воды спадет, но из-за обильных осадков он только повысился. Сейчас принято решение о перекладке сети. Думаю, в этом году разработаем проект и уже в следующем эти работы проведем.
– А как обстоят дела с бесхозными теплосетями?
– Чтобы принять такие сети на баланс, необходимо определиться с хозяином. Отдел финансов Павлодара эти бесхозные сети берет на свой баланс и после соответствующего оформления передаст нам в доверительное управление. По городу таких сетей не много, в любом случае мы вынуждены их обслуживать.
– В прошлом году в начале отопительного сезона город испытывал проблемы с теплоснабжением. В этом году ситуация тоже повторится?
– У нас проблем не было. Есть летний режим теплосетей и зимний. Для перехода на зимний режим работы необходимо как минимум 15 дней, при условии, что все потребители будут подключаться согласно графику, поэтапно. А у нас получилось так: отопительный сезон начался, и все полезли к задвижкам, массово начали их открывать. В итоге произошло нарушение гидравлики, и нам пришлось три недели своими силами выравнивать ситуацию. Мы всегда предлагаем не ждать холодов, начинать отопительный сезон не с 1 октября, а ориентировочно с 20 сентября, тогда могли бы спокойно перевести сети на зимний режим работы и уже поэтапно включать потребителей.
– Кстати, о теплосчетчиках, сколько уже установлено приборов учета, и когда эта работа будет завершена?
– К концу этого года 80 процентов многоэтажек будут обеспечены приборами учета тепла. Мы заключили договор на установку с подрядной организацией. Бывают случаи, когда наших подрядчиков не пускают в дома, жильцы противятся. Почему – не знаем.
– В этом году жильцы одного из домов по улице Айманова жаловались на то, что с установкой тепловых счетчиков стали еще больше платить за тепло и не ощутили обещанной экономии...
– А экономии и не было. Потому что установленные приборы учета не были взяты на коммерческий учет. Они проходили обкатку, настройку, регулировку. Плату за установку теплосчетчиков с квартировладельцев никто не брал. Соответственно, жильцы оплачивали за тепло по действующей норме. На учет их приняли только с апреля, думаю, в следующем году люди увидят результат и смогут экономить.
– Ежегодно, особенно перед началом отопительного сезона, город страдает от многочисленных разрытий…
– Мы начинаем ремонт в апреле, еще до завершения отопительного сезона. Ремонты проводятся весь межотопительный период. Но все начинают наблюдать за нашими разрытиями только ближе к осени, перед началом отопительного сезона, когда у нас проходят генеральные испытания и выявляются повреждения, которые необходимо быстро устранять. Летом никто не смотрит: ну, копают и копают. В прошлом году жильцы дома по Торайгырова, 6 не давали ремонтировать сети, парковали машины на теплосетях, не давали копать. Дотянули до сентября, в итоге с горем пополам совместно с ЖКХ, городскими властями их уговорили. Работы закончились только в ноябре, из-за холодов мы не успели полностью восстановить дорожное покрытие, начались провалы. Ну так кто виноват? Конечно, все нужно делать своевременно. Но и люди тоже не должны препятствовать ремонтным работам.

Анна УРАЛОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz