В нашем регионе существует пять форм устройства детей в семью, в том числе усыновление, опека (попечительство), патронатное воспитание, приемная и гостевая семьи. Безусловно, приоритетной формой считается усыновление или удочерение.
– При усыновлении между ребенком и усыновителями устанавливаются права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье, – рассказывает Бахыт Макановна. – Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, брать отпуск по уходу за ним. В отношении детей действует охраняемая законом «тайна усыновления». С января 2015 года гражданам нашей страны, усыновившим ребенка, производится единовременная денежная выплата в размере 75 МРП. В этом году эта сумма составляет 170 тысяч тенге.
В то же время, по словам специалиста, чаще всего детей все-таки берут под опеку. Возможно, это происходит по той причине, что опекунами становятся в основном родственники – бабушки, дедушки, тети и дяди.
С января нынешнего года в Казахстане появилась новая форма устройства детей – приемная семья. По информации Бахыт Бексеитовой, эта форма создана для полных семей, которые могут принять на воспитание ребенка от четырех до десяти лет.
– С учетом правил по воспитанию детей в приемной семье родителям не запрещается осуществлять иную трудовую деятельность, – подчеркивает Б. Бексеитова. – Кроме того, к ним не предъявляются требования по наличию высшего или технического и профессионального образования.
Между тем ребенок, переданный приемному родителю, сохраняет право на алименты, их пенсионные накопления, которые переходят к нему в порядке наследования, пособия и другие социальные выплаты, сохраняет право собственности на жилье. При отсутствии жилплощади ребенок имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством РК. Передача ребенка, достигшего возраста десяти лет, приемному родителю осуществляется только с его согласия.
В Павлодарской области одной из самых первых приемных семей стала чета Друзик из села Жолтаптык Железинского района. Надежда Алексеевна работает учителем русского языка и литературы в Жолтаптыкской школе, а Сергей Иванович руководит крестьянским хозяйством. В этом году новыми членами этой семьи стали сразу четверо детей – бывших воспитанников Качирского детского дома. В настоящее время еще три семьи, проживающие в нашем регионе, обратились с ходатайством по приему детей.
Кстати, казахстанцы, желающие воспитывать ребенка по этой форме, должны предоставить в органы опеки и попечительства отдела образования по месту их жительства определенные документы. Потенциальным родителям необходимо предъявить письменное заявление, копию удостоверения личности, справки о состоянии здоровья, об отсутствии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах, о наличии или отсутствии судимости, документы, подтверждающие право собственности на жилье или право пользования им.
После рассмотрения всех документов специалисты органов опеки и попечительства выдают заключение о том, сможет ли заявитель стать приемным родителем.
Важно отметить, что еще одним новшеством стало функционирование с этого года республиканского банка данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Здесь же регистрируются граждане, желающие принять малыша на воспитание в семью. После регистрации в единой базе кандидаты подбирают ребенка для знакомства, после чего получают сформированное направление на встречу с ним. Банк данных обеспечивает открытость и доступность информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве.
– За воспитание детей обоим приемным родителям предусмотрена выплата денежных средств из расчета размера должностного оклада основного персонала сферы образования среднего уровня без категории, – говорит Бахыт Макановна. – Так, совокупная заработная плата приемных родителей составляет около 91,1 тысячи тенге. Кроме того, на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачивается пособие в размере десяти МРП. В этом году эта сумма составляет 22690 тенге.
Важно отметить, что в школе эти дети обеспечиваются бесплатным горячим питанием, одеждой и канцелярскими принадлежностями. На каждого ребенка, воспитывающегося в приемной семье, выделяется материальная помощь на отдых и оздоровление.
- Бахыт Макановна, расскажите, пожалуйста, о патронатном воспитании. В чем его преимущественное отличие от приемной семьи?
– Патронатное воспитание устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – отмечает собеседница. – Здесь воспитателем может стать совершеннолетний гражданин, имеющий любое послесреднее образование. Как и в приемной семье, необходимо представить пакет документов в органы опеки и попечительства по месту жительства. По итогам проверки орган выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора о передаче ребенка. Число детей, переданных на патронатное воспитание, ежегодно растет. В 2014 году по этой форме на воспитание передан 61 ребенок, однако сегодня эта цифра возросла до 100 детей. Отличие этих двух форм заключается в количестве передаваемых детей. К примеру, если на патронатное воспитание передается от одного до трех детей, то в приемную семью может быть устроено от четырех до десяти детей. А еще в патронатном устройстве есть только один воспитатель, а в приемной семье – это два супруга. Соответственно, если мы говорим о патронате, то там денежные средства выплачиваются одному родителю, а в приемной семье – обоим родителям.
В целом на развитие патронатного воспитания в этом году предусмотрено 77,6 миллиона тенге, тогда как в 2016 году эта сумма была меньше – 67,9 миллиона тенге.
К слову, Бахыт Бексеитова выразила надежду, что эта тема найдет отклик среди читателей газеты «Звезда Прииртышья». Руководитель управления образования призвала жителей нашего региона не бояться брать детей-сирот на воспитание в свои семьи и дать им возможность обрести заботу, внимание и любовь.

 

Марина КИСЕНКО.

 

 

Равные права

В январе нынешнего года в Павлодаре при поддержке благотворительного фонда «Дара» открыт кабинет психолого-педагогической коррекции для детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня в рамках республиканского проекта «Разные – равные» с целью развития инклюзивного образования 37 малышей получают бесплатную помощь специалистов, а недавно некоторые из них стали участниками интеллектуального марафона «Дорога к знаниям».
Как уже писала «Звезда Прииртышья», кабинет психолого-педагогической коррекции создан на территории Павлодарской СОШ №26 в отдельно стоящем здании, где проведен ремонт на средства, специально выделенные благотворительным фондом «Дара».
По информации руководителя кабинета Динары Кайсиной, для детей с различными нарушениями здесь предусмотрено несколько направлений, в том числе социально-бытовое ориентирование, помощь дефектолога, невропатолога, логопеда, психолога, социального педагога, инструктора по лечебной физкультуре. Малыши имеют возможность посещать игровую и сенсорную комнаты, кабинет Монтессори, предназначенный для обучения ребенка через открытия.
На сегодняшний день кабинет психолого-педагогической коррекции посещают 37 детей, в том числе 15 – из Павлодарского района, десять человек – из пригородных сел и остальные 12 – из областного центра. В основном это воспитанники с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями в развитии речи. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная развивающая программа, рассчитанная на полгода. Позже специалисты проводят мониторинг и оценку полученных результатов, после чего принимается решение о том, выпускается ребенок или продолжает заниматься здесь со специалистами.
– Мы можем отметить результаты у детей с нарушениями речи, с ними занимается логопед, – отмечает Динара Кайсина. – Наблюдаются неплохие результаты у психологов. Например, если ребенок пришел замкнутый, то в процессе работы со специалистами раскрывается, начинает посещать конкурсы, утренники и другие мероприятия. Здесь он может пройти неплохую адаптацию.
Недавно четверо воспитанников кабинета психолого-педагогической коррекции стали участниками республиканского интеллектуального марафона «Дорога к знаниям», состоявшегося на базе Павлодарской СОШ №37. Его организаторами стали: республиканская ассоциация «Асыл бала», международная академия интеллектуального развития «ЮСИМАС», казахстанская ассоциация дошкольных организаций («КАДО»), региональный учебно-методический центр дополнительного образования «Ертiс дарыны».
По словам специалистов, подобные мероприятия обеспечивают развитие и поддержку познавательной активности у детей и способствуют выявлению их творческих способностей. В марафоне приняли участие воспитанники подготовительных групп дошкольных учреждений, учащиеся начальных классов общеобразовательных школ, инклюзивных классов и кабинета коррекции. Так, в интеллектуальном состязании свои навыки продемонстрировали 85 детей в составе 11 команд.
– Такой марафон, или многопредметное интеллектуальное соревнование, проходит по всей республике, – подчеркивает Динара Кайсина. – Он направлен на формирование учебной деятельности у школьников. Если говорить о наших детях (дошкольниках с особыми образовательными потребностями), то такие состязания помогают развивать у них логическое мышление. Отмечу, что они отлично справились со всеми предложенными заданиями, которые показались им настолько увлекательными, что ребята не ощутили особой нагрузки.
Динара Кайсина акцентировала внимание на том, что многие воспитанники кабинета психолого-педагогической коррекции страдают какими-либо физическими недугами, при этом умственно они развиваются совершенно нормально. Это означает, что сегодня необходимо активно развивать такую тенденцию, когда дети с особыми потребностями развиваются и участвуют в мероприятиях наравне с остальными детьми. По мнению специалиста, это позволит нашему обществу принять их и дать возможность почувствовать себя абсолютно такими же, как все люди.
Отметим, что, по данным областного управления образования, в Павлодарской области проживают свыше шести тысяч детей с различными нарушениями, к ним необходим особый подход в процессе воспитания и обучения.

 

irstar.kz