– Сегодня, наверное, ругать общественные советы еще рано, а игнорировать уже поздно, – говорит Тито Уахапович. – За год мы провели восемь заседаний, два из них выездные, рассмотрели и дали рекомендации по 214 нормативно-правовым актам государственных органов, приняли 11 заявителей. На заседаниях совета рассматриваются актуальные вопросы общества, практикуются совместные рейдовые мероприятия с депутатами облмаслихата, рабочей группой по земельной реформе, местной полицейской службой. В практику входит заслушивание отчетов акима области, секретаря облмаслихата об итогах работы и задачах на перспективу. Заслушивали руководителей госорганов по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по доступным ценам и продвижения продукции местных производителей, использования земель сельскохозяйственного назначения, работы местной полицейской службы и так далее.
– Скажите, какие конкретно проблемы совету удалось решить?
– Все помнят, насколько остро стоял вопрос о земле. Совместно с представителями областной рабочей группы по земельной реформе проведён ряд мероприятий по разъяснению населению Закона «О земле», проекта Закона «О пастбищах». Участники общественных советов городов и районов области повсеместно обсуждали ход исполнения госпрограмм, вместе с депутатами вели приемы граждан по личным вопросам. По итогам заседаний наши рекомендации направлены в адрес акима области для принятия мер. Участниками общественного совета отмечено отсутствие информации о развитии мощностей перерабатывающих предприятий региона. Итоги мониторинга, который проводят управления предпринимательства, торговли и сельского хозяйства, не доводятся до товаропроизводителей, что отрицательно влияет на перспективное вложение прибыли. Основным сельхозтоваропроизводителем для области стали личные подворья, фермерские хозяйства. Но свою продукцию они не могут сохранить и планово реализовать. Нет системы заготовок. Отмечен эволюционный путь развития регионального агросектора, разбирали, что тормозит внедрение передовых методов организации труда.
– В чем заключались ваши рекомендации?
– Рекомендовали акимам районов находить предпринимателей, которые оказывали бы сервисные услуги по переработке мясомолочной продукции, заготовке и хранению товаров в холодильных установках, что помогло бы мелким сельхозтоваропроизводителям увеличить сбыт продукции по более низким ценам, стимулировало бы предпринимательство на селе. Кроме того, мы обеспокоены слабым развитием кооперативов. Недавно этот вопрос поднимался на уровне Главы государства. Мы рекомендовали акиму области направить для изучения опыта передовых стран нескольких акимов и заместителей акимов по селу для ускоренного внедрения кооперативов. Это и дополнительные рабочие места, и работа по закреплению сельского населения. Кроме того, рекомендовали организовать обучающие курсы при управлении сельского хозяйства для крестьянских хозяйств, фермеров с привлечением к разъяснительной работе банков второго уровня. На наших заседаниях высказывались мнения о слабой информированности населения о новых формах хозяйствования и кредитных линиях. Обратили внимание на неудовлетворительное состояние отгонного животноводства и необходимость разработки региональной программы по его развитию или пилотного проекта на базе Майского района, где еще сохранилась часть отгонных точек.
– А что вы скажете по поводу роста цен на продукты питания, товары первой необходимости?
– Исполнительным органам необходимо продумать систему поддержки населения с низким уровнем доходов. В ходе обсуждения поднимался вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс для увеличения налоговой нагрузки на торговые предприятия, приобретающие сельхозпродукцию от оптовых и других посредников, и снижения налога на товары, которые входят в перечень продовольственной корзины. То есть необходимо дифференцировать налоги. Считаем, что только путем дифференциации торговой надбавки на приобретаемый товар можно добиться снижения его цены. Этот вопрос требует тщательного изучения.
– На одном из заседаний говорили о работе местной полицейской службы.
– Перед обсуждением на совете мы предварительно изучили деятельность МПС в городах и районах с выездом мобильных групп. Град вопросов был адресован начальнику областной МПС по обеспечению безопасности граждан, сохранности садоводческих участков, пресечению фактов грабежа и уничтожения садовых посадок, о парковке автомашин во дворах и многом другом. И, конечно, для улучшения работы местной полицейской службы исполнительным органам следует обратить внимание на их материально-техническое обеспечение. Отчеты руководителей МПС рассмотрели общественные советы Железинского, Успенского, Лебяжинского, Актогайского районов, вопросы по формированию антикоррупционной культуры обсуждены на советах Лебяжинского, Иртышского и Щербактинского районов.
– Ваши рекомендации чиновники берут на вооружение?
– Надеемся, что наши предложения не останутся без должного внимания, так как они подсказаны временем, общественностью и экспертами. Мы приглашаем на заседания общественных советов представителей профсоюзных, ветеранских, молодежных организаций и СМИ. В нынешнем году больше внимания уделено вопросам реализации госпрограмм, эффективному использованию бюджетных средств, качественному предоставлению государственных услуг населению, мерам противодействия коррупции.
– Общественные советы доказали свою нужность, состоятельность, но известно, что проблемы остаются.
– Первые шаги по обеспечению работы нового института уже выявили ряд проблемных вопросов, препятствующих эффективной деятельности. Во-первых, существенным фактором правового регулирования стало финансирование деятельности общественных советов, так как это напрямую связано с независимостью этого института. Вместе с тем, многие общественные советы уже столкнулись с проблемами материально-технического и организационного обеспечения. Расходы на передвижение, приезд членов общественного совета из регионов на заседания, выезды для изучения вопросов, оплата за работу экспертов нигде не предусмотрены.
Во-вторых, заработали механизмы общественной экспертизы. Даются рекомендации по проектам нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. В связи с этим разбираемся, какие проекты нормативных правовых актов являются актами, касающимися прав, свобод и обязанностей граждан, кто и по какому принципу определяет, подлежат ли нормативно-правовые акты направлению в общественный совет.
В-третьих, нет установленного порядка проведения ротации членов совета и так далее. Мы неоднократно направляли свои предложения в Минюст, Министерство по делам религии и гражданского общества, принимали активное участие в обсуждении типового проекта. Но только слышим, что предложения рассматриваются, прорабатываются, изучаются. Ждем. А пока сотни активистов на бесплатной основе, оправдывая доверие населения, ведут работу общественных советов, веря в ее позитивный эффект.
*  *  *
Секретарь областного общест­венного совета Роза Шамкенова считает, что для большей мобильности и оперативности совет должен состоять как минимум из 15-17 человек. Кроме того, в законе не прописана мера ответственности госорганов за неисполнение рекомендаций общественного совета.
– Считаем, что они должны исполняться, а не пылиться в столах чиновников, – говорит она.
Поддерживает мнение коллег и председатель общественного совета Павлодара Александр Рюмкин.
– Главное, чтобы действующий институт не стал придатком власти, тогда сам смысл теряется, – говорит собеседник. – Орган должен оставаться диалоговой площадкой и не зависеть от акимата, маслихата и так далее. Сейчас, чтобы провести заседание, приходится просить помещение, согласовывать с акимом города, маслихатом. Я на «круглом столе» в Астане поднимал вопрос о том, что закон требует доработки. Мы никому не должны подчиняться. Не надо с нас требовать каких-то отчетов, это неправильно. Но негосударственное финансирование должно быть. Мы не просим себе зарплату, но на канцелярские расходы, на выезды средства необходимы. И еще, считаю, что раз совет общественный, то чиновники там не нужны. Мы, общественность, должны проверять их работу, а не они себя.

 

Анна УРАЛОВА.

irstar.kz