В соответствии с Правилами приватизации были разработаны два комплексных плана – первый на 2014-2016 годы, второй – на 2016-2020 годы. По словам руководителя отдела финансов Галимы Мухановой, город выполнил оба, своевременно объявив торги. Так, в соответствии с первым планом на продажу были выставлены три предприятия с участием государства – ТОО «Павлодарлифт», ТОО «ПавлодарГеокарта» и ТОО «Автобусный парк №1».  Первый ушел с молотка за 91 миллион тенге, второй продан за 165 тысяч тенге, третий – за 1,2 миллиарда тенге. Однако позже покупатель третьего объекта - автобусного парка №1, фирма «Казахстанская строительная компания», расписался в своем бессилии. Договор расторгнут, фактически предприятие вернулось в лоно государства, но передаточный акт, по словам руководителя отдела, пока не подписан. Поэтому о размерах убытков, которые понесло возвращенное в коммунальную собственность предприятие, а значит, и бюджет, пока речь не идет. Но убытки есть, подтвердила чиновник. Обещанные автобусы не приобретены, первоначальный платеж за них в сумме 20 миллионов тенге не возвращен, есть задолженность по налогам. Поэтому выплаченные по условиям продажи в рассрочку 200 миллионов тенге пока, до выяснения объемов убытка, не стали возвращать бизнесмену.
По второму комплексному плану (на 2016-2020 годы) приватизации подлежат шесть юридических лиц – ТОО «Павлодарградкадастр», стадион «Жұлдыз», «Центральный стадион», ТОО «Спортсервис», бассейн «Толқын», бассейн «Шымыр». Успешными были торги по ТОО «Павлодарградкадастр»: предприятие продано в десять с лишним раз дороже - за 3,2 миллиона тенге при оценочной стоимости 286 тысяч тенге. Два стадиона отданы в доверительное управление без права выкупа. Как подчеркнула Галима  Муханова, отправив стадионы в конкурентную среду, город сэкономил 60 миллионов тенге в год, затрачиваемых на их содержание.  
ТОО «Спортсервис» и бассейн «Шымыр» планируется передать в доверительное управление с правом последующего выкупа, однако торги по их передаче уже трижды не состоялись в связи с отсутствием участников.
Остался бассейн «Толқын», торги по которому в результате прокурорского протеста признаны недействительными. Причина - отсутствие предварительного аудита. Как мы уже писали, бассейн уходил с молотка за 22,7 миллиона тенге, или 3,75% от своей стоимости, и продавали его, не предъявив условий сохранения профиля. Как такое могло случиться, Галима Муханова разъяснила просто:
- Это были третьи торги (на два первых аукциона не поступило заявок). Согласно правилам приватизации первые торги проводятся на повышение цены, вторые - на понижение стоимости объекта до 50%, третьи и вовсе без установления минимальной цены. Претендентов было два, но торги состоялись бы даже при участии одного покупателя. Прецеденты по республике есть. Механизм процедуры приватизации строго регламентирован. Если бы и третьи торги не состоялись, то мы должны были ликвидировать предприятие. Но в данном случае вся процедура подготовки объекта к приватизации  и торги будут проведены заново (торги-то состоялись – прим. авт.).
При таком раскладе получается, что горожанка (объект покупало физическое лицо, женщина) могла купить бассейн и за пять миллионов тенге (минимальная стоимость ведь не была определена). Теперь будет проведен аудит предприятия до оценки стоимости имущества, повторная оценка имущества, объявят торги и конкурс.
Впрочем, неприватизированными остаются еще два объекта вне комплексного плана (не юридические лица, вероятно, поэтому не включены в план). Речь о недостроенной в индустриальной зоне тюрьме для пожизненного заключения стоимостью 3,8 миллиарда тенге и подстанции в Усольском микрорайоне (1,8 миллиарда тенге). В первом случае речь идет о продаже, во втором – о передаче в доверительное управление.
Напомним, передавать в конкурентную среду объекты с участием государства акиматы должны в соответствии с комплексным планом приватизации, утвержденным Правительством. Цель – минимизировать участие государства в бизнесе. Утвержден перечень организаций коммунальной собственности, подлежащих приватизации, и теперь стоит задача – успеть их реализовать в срок, то есть до 2020 года, даже раньше. При этом участие государства можно минимизировать не только продажей, но и передачей в доверительное управление с правом дальнейшего выкупа и без, а также организацией государственно-частного партнерства в работе предприятия. Уступив лакомую нишу бизнесу, государство оказывает ему поддержку. Казахстан, стремясь влиться в ряды 30 развитых стран, все больше  расширяет горизонты предпринимательства по принципу Yellow Pages: если на определенном рынке присутствуют два частных объекта, то бюджет может отказаться от участия в нем. А цель та же – максимально сократить число юридических лиц с участием государства. Предполагается, что и предпринимательство будет процветать, и казна сократит расходы, ведь, как известно, государство – не игрок на рынке, его предназначение - эффективно управлять бюджетом.

 

Алтынгуль САГИТОВА.
Фото с сайта vpavlodare.kz.

irstar.kz