Исполнительный директор павлодарского филиала Международной академии ментальной арифметики «Юсимас» Айзада Касымова рассказывает, что на территории СНГ Казахстан стал первой страной, где приступили к обучению детей ментальной арифметике. Уникальная методика, разработанная в 1993 году малазийским ученым Дино Вонгом, получила широкую известность во многих странах, а в 2011 году стала применяться и в Казахстане.
Практически все педагоги таких центров в один голос заявляют, что у детей, занимающихся ментальной арифметикой, заметно повышается уровень успеваемости в общеобразовательной школе по многим предметам. Им быстрее и легче удается справиться с заданиями, да и в целом на уроках они ведут себя намного активнее и увереннее своих сверстников.
Глядя на ребенка, способного быстро суммировать и вычитать огромные числа, закрадывается мысль, что в этой методике кроется какой-нибудь секрет. Оказывается, главным инструментом, раскрывающим потенциал ребенка и развивающим его интеллектуальные способности, стали древние счеты абакус, названные еще «гантелькой для мозга». Они немного схожи с теми, на которых считали и иногда даже обсчитывали в советских магазинах. Но только вот обсчитать того, кто хотя бы один год занимался по этой методике, непросто.
При помощи абакуса ребенок сначала учится складывать, умножать и делить, а потом вполне может совершать эти громоздкие операции с трехзначными числами исключительно в уме. Делает он это благодаря своему воображению, представляя эти самые счеты, а затем передвигает косточки и быстро выдает результат.
– Образовательными стандартами Малайзии предусматривается, что ментальной арифметике лучше всего обучать детей в возрасте от четырех до 12 лет, – отмечает Айзада Тусуповна. – Однако в нашей стране четырехлетние дети обычно еще не совсем готовы к восприятию такой информации, ведь в школу они идут с шести-семи лет. А до этого времени дошколята больше нацелены на игры. Эта методика заставляет работать оба полушария мозга. Мы даем задания, которые необходимо отработать до автоматизма. Затем дети переходят к устному счету, поэтому быстро выдают ответ.
Можно заметить, что, выполняя в уме сложные математические операции, ребенок часто начинает делать резкие движения кистями рук. Со стороны это выглядит немного странно, однако специалисты говорят, что это абсолютно нормально. Именно так школьник мысленно передвигает те самые косточки на абакусе. Обычный счет требует работы только одной половины мозга. Так, левая отвечает за логику, анализ, речь, обработку информации и счет, а правая – за чувства, воображение и эмоции. Ментальная арифметика подразу­мевает использование двух полушарий мозга одновременно во время счета на воображаемом абакусе. Это как раз и оказывает влияние на межполушарное взаимодействие за счет развития мелкой моторики.
Как правило, полный курс обучения методике рассчитан на несколько лет (десять уровней), а занятия проходят по два академических часа один раз в неделю. При этом инструкторы настаивают на ежедневной практике дома.
Любой родитель может проверить на себе, как все это работает, чтобы узнать принцип действия абакуса. Но если говорить откровенно, с первого раза понять, как производятся сложение и вычитание, достаточно трудно. И пока взрослый человек будет разбираться с косточками этого непростого инструмента, пытаясь к восьмидесяти шести прибавить семьдесят девять, юные архимеды за секунду выдают правильные ответы. По всей видимости, мозг взрослого человека воспринимает такую информацию намного медленнее детского.
– Многие родители ошибочно думают, что если их ребенок не силен в математике, то эти занятия ему не подойдут, – говорит Айзада Касымова. – Но часто как раз такие дети становятся лидерами в ментальной арифметике. Они, наоборот, раскрепощаются и учатся доказывать свою правоту. Эта методика положительно влияет на тех, кто боится отвечать в школе и бывает неуверенным. Чтобы начать обучение ментальной арифметике, дети должны уметь читать, писать и распознавать цифры. А еще родители часто опасаются, что эти навыки со временем могут забыться, но считать на абакусе – это все равно что однажды сесть на велосипед и поехать. Если научился, то будешь помнить это всегда.

Кстати
Древний способ обучения быстрому счету зародился на Востоке более пяти тысяч лет назад. Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое. Сегодня свыше пяти миллионов детей в пятидесяти шести странах мира обучаются по этой системе. А в Японии и Китае она входит в обязательную программу школьного образования.

Между тем мнения казахстанцев в вопросе о том, нужна ли ментальная арифметика ребенку, расходятся. Одни считают, что методика, несомненно, способствует улучшению памяти, внимания, воображения и творческого мышления, а другие уже на практике столкнулись с негативными последствиями от механического счета и теперь убеждены в том, что любая школа ментальной арифметики – это всего лишь реализация очередной бизнес-идеи.
По словам отечественных психологов, мозг – достаточно сложная и взаимосвязанная система. Основные его функции заключаются в обработке поступающей информации. При обучении чему-то новому он начинает работать на несколько процентов больше, чем в покое. Следовательно, любой процесс обучения формирует новые нейронные связи, питая кору головного мозга. В классической педагогике математические представления складывались на протяжении многих веков. И если говорить о минусах методики, то механический устный счет не способен сформировать у детей правильные представления о точной науке. Например, порядковый обратный счет и сравнение чисел формируют наглядно-образное мышление, а потом словесно-логическое. А вот ментальная арифметика предлагает школьнику обучиться лишь механическому пересчету. В то же время педагоги считают, что доказывать воздействие этой методики необходимо только при помощи специальных исследований.
– Современный стандарт образования нацелен на развитие функциональной грамотности у учащегося, – говорит методист павлодарского городского отдела образования Сабира Алимова. – Это означает, что ребенок должен применять полученные навыки в жизни. Математика дает возможность решать, анализировать, сопоставлять, сравнивать. А ментальная арифметика развивает только умение считать устно. Не могу сказать, что это плохо влияет на ребенка, но математика – это не только счет, ведь у детей должны развиваться и остальные навыки. И если обратиться к государственному стандарту, то там нигде не прописано, что дети должны обязательно уметь быстро считать.
Безусловно, многое здесь зависит именно от родителей, которые часто рисуют себе и своему ребенку большое математическое будущее. Иногда они умеют вносить коррективы в эти представления, а нежелание малыша заниматься воспринимают негативно. Если интереса к ментальной арифметике нет, а перегрузки продолжаются, то ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматические заболевания. Так что педагоги советуют всем родителям серьезно подходить к развитию любых навыков у своего чада, чтобы это приносило пользу и не вызвало никаких негативных последствий.

 

Марина КИСЕНКО.

 

irstar.kz