Пока держатся
Но сначала о том, с чем разрез завершил прошлый год, и какие планы строит на год наступивший. Итак, за 2016 год здесь добыто 35,05 миллиона тонн угля, отгружено потребителям 35,1 миллиона тонн. И это, по словам заместителя генерального директора ТОО «Богатырь Комир» Сергея Платонова, выше уровня 2015 года на 3,4 %. Из них 25,9 миллиона тонн получено отечественными потребителями, 9,2 миллиона тонн – российскими. При этом без снижения экспорта не обош­лось: российские купили угля у разреза, своего давнего партнера, на 12,8 % меньше, в то время как отечественные, напротив, на 10,8 % больше.
– Сегодня основными потребителями в РФ остаются Рефтинская, Троицкая и Серовская ГРЭС. Часть потребителей угля ранее перешла на сжигание газа, поэтому не удивительно, что экспортные поставки снижены. Но все же в ближайшей перспективе ТОО «Богатырь Комир» планирует сохранить экспорт угля в РФ на уровне 9-10 миллионов тонн в год. В 2017 году добыча угля планируется в объеме 33,9 миллиона тонн с последующим увеличением до 36 миллионов тонн к 2020 году, – уточняет Сергей Платонов.

Кризис инвестициям не помеха?
Несмотря на сложности компания старается сохранить инвестиционный потенциал. По словам Сергея Платонова, в целом за 2016 год освоение средств на поддержание производственных активов составило более 2,8 миллиарда тенге. В частности, затраты на техническое перевооружение за 2016 год составили 758 миллионов тенге. Приобретено два автосамосвала «БелАЗ»-75131 для транспортировки вскрышных пород. На модернизацию и ремонт оборудования направлено 1,6 миллиарда тенге. Выполнены целевые мероприятия по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности, поддержанию административных активов.
Проведение работ по модернизации экскаваторов позволяет снизить эксплуатационные затраты, повышает надежность и стабильность их работы (меньше простоев), повышает безопасность и уменьшает вредные факторы, влияющие на здоровье обслуживающего персонала. За последние годы в ТОО «Богатырь Комир» проведена модернизация четырех роторных экскаваторов типа СРсК-2000 и девяти одноковшовых экскаваторов, приобретено пять новых одноковшовых экскаваторов. Принятые меры позволили обновить на 25% экскаваторный парк одноковшовых экскаваторов.
– Но важный сегмент инвестиций, конечно, технологии, – говорит Сергей Платонов. – Бюджетом инвестиционных затрат на поддержание производственных активов предусматривается освоение более 9,7 миллиарда тенге. Из них свыше 3,3 миллиарда будет направлено на приобретение оборудования по поддержанию действующей технологии, в том числе бульдозеров тяжелого класса, тракторов, путевых машин, карьерных автосамосвалов и многого другого. Модернизация и ремонт оборудования потребуют вложения более шести миллиардов тенге, что, в частности, включает запланированную модернизацию и капитальный ремонт роторного экскаватора СРсК-2000 №2147 и одноковшового экскаватора ЭКГ-10УС №3556. При этом первый экскаватор находится в эксплуатации с 1987 года. Угольщики рассчитывают на то, что после капитального ремонта и проведенной модернизации срок его эксплуатации будет продлен до 2027 года. Для проведения модернизации заключен контракт на поставку оборудования, запасных частей, комплектующих и шеф-монтаж с немецкой компанией «TAKRAF». Модернизация будет проводиться специалистами ТОО «Богатырь Комир» при непосредственном контроле со стороны «TAKRAF», с которым ТОО «Богатырь Комир» сотрудничает уже почти 50 лет. Уточним, что модернизация лишь одного СРсК-2000 №2147 будет стоить 2,8 миллиарда тенге. Кроме этой наиболее дорогой позиции, учтены плановые затраты на ремонт основного горного, железнодорожного, автотранспортного и электрооборудования, ремонт зданий и сооружений, железнодорожных путей и объектов железнодорожного транспорта.

Вагонов нет, а тарифы растут
Мы уже говорили о том, что Правительство Казахстана ищет пути облегчения положения дел в угольной отрасли. То, что для отгрузки угля потребителям не всегда хватает железнодорожных вагонов, дефицит которых плохо влияет на ситуацию, было известно давно. Так, директор Республиканской ассоциации горно-добывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец на недавнем заседании Правительства по вопросам угольной отрасли жаловался, что недообеспеченность вагонами составляла порядка 30%, и это приводило к срыву поставок угля потребителям.
Заместитель генерального директора ТОО «Богатырь Комир» подтверждает:
– В связи с острой нехваткой порожних вагонов ТОО «Богатырь Комир» не смог отгрузить заявленные потребителями объемы топлива в 2016 году. Ситуация на рынке полувагонов в Казахстане и сегодня остается напряженной.
Еще одной проблемой Сергей Платонов назвал действующие железнодорожные тарифы на перевозку угля:
– Только в 2016 году железнодорожный тариф изменялся дважды. С 1 января 2017 года составляющая тарифа – стоимость услуги магистральной железнодорожной сети – повысилась на 0,7%. Теперь национальный оператор АО «KTZ Express» повышает ставку на свои услуги до 60%, при этом полная стоимость железнодорожной перевозки угля возрастет до 25%. С учетом существующих тарифных ставок с увеличением дальности транспортировки при неизменной цене за одну тонну угля транспортная составляющая достигнет 60% для потребителей в регионах Республики Казахстан.

В это время в Кабмине…
Но на заседании Правительства речь шла о другом.
– Министерство разработало и утвердило план мероприятий, дорожную карту развития угольной промышленности на перспективу до 2030 года… В 2016 году добыто 98 миллионов тонн угля, или 96% к плану… План на 2017 год составляет 100 миллионов тонн. В прошлом году на внутренний рынок поставлено 71,8 миллиона тонн угля, на экспорт – 26,2 миллиона тонн, – доложил Канат Бозумбаев.
Причины снижения объемов добычи и экспорта угля те же: потребление российскими партнерами кузнецкого угля вместо экибастузского; перевод части российских теплоэлектроцентралей на сжигание природного газа; высокая водность рек, которая привела к увеличению выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях на 25%.
– Можно констатировать, что основные краткосрочные вопросы решены, кроме равнодоступности услуг морских портов на территории государств – членов ЕАЭС для экспорта казахстанского угля. Казахстанские угледобывающие предприятия столкнулись с барьерами доступа к услугам операторов морских портов РФ, – сказал министр энергетики.
В связи с этим Канат Бозумбаев обратился к Премьер-Министру РК Бакытжану Сагинтаеву с просьбой поручить соответствующим госорганам проработать вопрос в рамках Евразийской экономической комиссии с возможным внесением изменений и дополнений к договору ЕАЭС.
Речь шла и о том, что, с другой стороны, сокращение добычи угля происходит во всем мире, и это связано с мировыми процессами по переходу к «зеленой экономике» и низкоуглеродному развитию. Тем не менее министерство считает необходимым усилить работу по поддержке сохранения уровня добычи угля в стране путем расширения программ комплексной глубокой переработки угля, производства из угля дизельного топлива и других жидких синтетических продуктов, через программу диверсификации экспортных поставок. Сегодня, к примеру, проводится работа по использованию шахтного метана для выработки электроэнергии, которая значительно уменьшает выбросы парниковых газов.
Просьбу министра энергетики рассмотреть вопрос доступа к морским перевозкам поддержал и Николай Радостовец, попросив Правительство занять достаточно жесткую позицию по введению российской стороной правил недискриминационного доступа наших грузов. По его словам, производители топлива нашли новые рынки как в Азии, так и в Европе. Но рентабельными эти контракты будут только при наличии «зеленых коридоров» в плане цены, если Россия откажется от своего намерения повысить плату для перевозчиков, которые будут двигаться на дальние расстояния.
Все же для решения проблем экспорта казахстанского угля нужно искать потенциальные рынки, новых покупателей, считают в Правительстве.
– Как бы мы ни говорили, что все станции, которые были ориентированы на экибастузский уголь, не могут использовать другой уголь, технологии сегодня развиваются очень быстро. В скором времени мы можем даже потерять тот рынок, который имеем в России, – сказал по этому поводу Бакытжан Сагинтаев.
Первый заместитель Премьер-Министра Аскар Мамин, в частности, предложил изучить китайский рынок, сообщив, что Китай увеличил импорт угля в конце прошлого года до 200 миллионов тонн, с другой стороны, Россия увеличивает производство угля с 400 миллионов тонн до 500 миллионов. Сам же Премьер-Министр поделился информацией, что Китай, напротив, сокращает добычу угля на 500 миллионов тонн к 2020 году. В этих условиях действительно можно обратить взор на Китай. Бакытжан Сагинтаев заявил, что казахстанская сторона поднимет вопрос о барьерах на пути к морским портам, которые устанавливает для экспортеров казахстанского угля российская сторона, на заседании Евразийского межправительственного совета 10 марта в Бишкеке. (И время покажет, удастся ли Казахстану отстоять свои интересы в Бишкеке – прим. авт.). В то же время глава Кабмина убежден, что в бедах казахстанских угольщиков виновата не только программа развития угольной промышленности России. Поэтому работу надо «ставить на другой лад», и с точки зрения экологии очень важно развитие углехимии, добычи метана из угольных пластов, переход к глубокой переделке сырья.
Но на последнем внутренние проблемы не исчерпаны.
– Мы очень хотели бы на всю страну сказать, что угля хватает, дефицита нет, – заявил Николай Радостовец. – Нам нужна стратегия энергетическая, единая, где мы бы четко имели представление, какая доля угля будет сжигаться, какая должна перерабатываться, как это будет увязываться с возобновляемыми источниками, с газом, с переработкой и сжиганием нефтепродуктов. Одна из причин, что мы несвоевременно сейчас подаем вагоны и грузим, в том, если честно сказать, что у крупных и средних компаний нет долгосрочных контрактов по углю.

Дорожная карта для «Богатыря»
Но вернемся к ТОО «Богатырь Комир». На вопрос, что дорожная карта по развитию угольной промышленности до 2030 года даст предприятию, Сергей Платонов отвечает так:
– Дорожная карта разработана и принята Министерством РК в октябре прошлого года. Для нашего предприятия эта программа означает внедрение двумя этапами и ввод в эксплуатацию циклично-поточной технологии добычи и транспортировки угля на разрезе «Богатырь». По словам заместителя генерального директора крупнейшего в мире разреза, акциями которого владеют две страны – Казахстан и Россия, проект внедрения авто-конвейерной технологии добычи угля предполагает новый этап в развитии производства ТОО «Богатырь Комир». Поточный технологический комплекс должен обеспечивать дробление, транспортировку, складирование и погрузку в железнодорожные вагоны 40 миллионов тонн угля в год.
Напомним, на разрезе «Богатырь» уголь добывается с трех пластов. Имея высокую зольность, экибастузский уголь нуждается в качественном усреднении этого показателя. Поэтому внедрение новой технологии призвано существенно улучшить качество продукции и производительность. А суть технологии, по словам угольщиков, в следующем: добытый уголь доставляется до дробильно-перегрузочных пунктов карьерными автосамосвалами грузоподъемностью до 144 тонн. Разгружаемый с дробилок уголь подается конвейерами до главных подъемных конвейеров, которые осуществляют транспортировку материала на два усреднительных склада суммарной емкостью 560000 тонн. Каждый усреднительный угольный склад состоит из двух штабелей угля – один штабель формируется, второй – отгружается. Уголь укладывается в штабель слоями штабелеукладчиками. Отгрузка из штабеля производится усреднительно-погрузочными машинами. Транспортировку материала от усреднительных складов к погрузочным пунктам осуществляют подъемные конвейеры. Погрузочные пункты располагаются на дневной поверхности на отметке +200,5 метра. Пункты автоматизированной погрузки вагонов обеспечивают непрерывную работу в течение 23 часов с поочередной погрузкой угля в вагоны на четырех железнодорожных путях.
– Внедрение поточного комплекса будет осуществляться в две очереди. Предполагаемый срок начала эксплуатации – 2023 год. Стоимость проекта составит около 80 миллиардов тенге. Для реализации проекта поставщиком оборудования поточного комплекса выбрана компания «Thyssen Krupp Industrial Solutions AG» (ФРГ), – уточняет Сергей Платонов.

И что это даст?
Говоря о преимуществах поточного технологического комплекса, специалисты в первую очередь упоминают о возможности управления качеством угля при использовании технологии штабелирования и отгрузки из штабеля на усреднительно-погрузочном комплексе. Технология усреднения угля обеспечивает достижение максимального среднего значения содержания золы усредненного угля 42% при среднем отклонении ±2%. Высокозатратный железнодорожный транспорт сокращается и заменяется конвейерным транспортом; обеспечивается загрузка железнодорожных вагонов с высокой точностью ±0,5% при высокой скорости и автоматизации загрузки. Кроме того, с внедрением пункта автоматизированной погрузки вагонов сокращаются маневры, экономится время. В целом благодаря новой технологии производительность труда повышается на 25%.
– Реализация дорожной карты даст эффект в виде увеличения производственной мощности разреза «Богатырь» до 40 миллионов тонн; замены морально и физически изношенного оборудования, снижения рисков падения производства, увеличения производительности, – говорит заместитель генерального директора. – Реализуя программу перехода на циклично-поточную технологию добычи и транспортировки угля, предприятие решает задачу снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу путем стабилизации качества угля и сокращения источников выбросов.

Отечественные партнёры надёжней
Впрочем, надеясь на то, что усилия профильного министерства и Правительства будут плодотворными и проблемы, связанные с экспортом угля, найдут решение, компания все же основные свои надежды связывает с внутренним рынком.
– Ожидаемое повышение спроса на уголь прежде всего связано с планами энергетической отрасли Казахстана по реконструкции и вводу новых энергомощностей на Экибастузских ГРЭС-1, ГРЭС-2, Карагандинской ТЭЦ-3, энергосистемы города Астаны. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры по поставкам угля для запланированных к строительству ТЭЦ в городе Талдыкоргане и Балхашской ТЭС. Исходя из этого с улучшением общей экономической ситуации мы ожидаем рост поставок угля потребителям Республики Казахстан, – говорит Сергей Платонов.

 

Алтынгуль САГИТОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz