Фирма или частник?

Критерии и предпочтения в выборе такси у каждого свои. Кому-то важен комфорт или понты, другому – доступная цена, третьему – скорость подачи автомашины или же личность водителя, всего не перечислишь. Выбрать специализированную службу такси или остановить случайного частника-бомбилу – решать вам. Мы лишь перечислим их преимущества и недостатки. Итак, пользуясь услугами таксопарка, можно заранее заказать автомобиль. Вызов через диспетчера дает возможность избежать обмана и отследить маршрут поездки. В таксопарках работают водители, имеющие определенный стаж вождения. Езда в компании бомбилы не гарантирует безопасности, но с ним можно договориться о цене и при желании даже существенно ее сбить. К тому же частник дешевле, и он всегда рядом, его не надо ждать, стоит только поднять руку. Автомобиль частника как раз всегда на виду.

Заказывая услугу в фирме, вы получаете кота в мешке. Диспетчер называет марку машины, а далее подъедет ли к вам развалюха или солидное авто, можете только гадать. В любом случае, заказ уже не отмените. Правда, можете не поехать, но в этом случае придется платить неустойку.

Как повезёт

Если пользоваться такси часто, то гораздо комфортнее выбрать для себя фирму-перевозчика с определенным парком автомашин, приемлемыми ценами, добрым и вежливым диспетчером, который будет знать ваш адрес, телефон, постоянные маршруты. Ну это в идеале. В реальности же – как повезет.

На сегодняшний день в Павлодаре официально зарегистрировано 38 таксофирм, а точнее, таксопарков, у каждого из которых по две-три службы такси. По большому счету, именно это обстоятельство и создает эффект «множества». Но частников и бомбил гораздо больше. Выбрать приличный сервис из такого многообразия очень непросто – с одной стороны, но с другой – всегда есть возможность подобрать более экономный для себя вариант. Известно, конкуренция ведет к снижению цен. К сожалению, в Павлодаре этот принцип не действует. Местные перевозчики в большинстве своем живут по правилу «как все, так и мы».

Порочная традиция

Перед новогодними праздниками павлодарские такси все как один взвинтили цены. Большинство служб ссылались на подорожавший бензин, но находились и те, кто в оправдание приводил повышение тарифов на коммунальные услуги и даже цен на продукты. Хотя могли бы не оправдываться. Удорожание услуг такси в канун Нового года уже давно стало порочной традицией. Вот и в этот раз поднять подняли, а опустить забыли. Стоимость такси по городу варьируется начиная от 400 тенге и выше.

За ваши деньги…

А теперь остановимся на сервисе услуг, предлагаемых таксопарками. Сразу скажем, в Павлодаре большинство фирм-перевозчиков занимаются только перевозкой пассажиров, похвастать дополнительным сервисом услуг могут немногие. К примеру, в такси «600» при заказе авто клиент получает смс с номером и маркой машины и указанием времени ожидания. Как только автомобиль подан, заказчик вновь оповещается. Поездка в машинах представительского класса обойдется в 500 тенге. Диспетчеры называют это платой за посадку. За такую сумму клиенту предоставляется возможность проехать с ветерком три километра, за каждый из последующих придется платить по 75 тенге. Стоит отметить, имена постоянных клиентов с указанием даты их рождения сохраняются в базе данных. Ко дню рождения таксофирма делает постоянным клиентам-именинникам небольшие презенты. Здесь же можно заказать свадебный кортеж с оплатой 1700 тенге за час поездки.

Такси «Ангел», кроме обычных пассажирских перевозок, занимается доставкой продуктов и лекарств. Суть услуги заключается в том, что таксист, приезжая на вызов, получает от клиента список продуктов либо лекарств и деньги. После едет в магазин или аптеку, закупает все необходимое, получает чек об оплате и далее уже едет к заказчику. При этом неважно – находится ли аптека или магазин за углом от дома клиента либо в нескольких километрах, услуга оплачивается по двойному тарифу. В этом же такси можно заказать авто до аэропорта и наоборот. Стоимость такой услуги колеблется от тысячи до 1300 тенге. Заказ свадебного кортежа – 1800 тенге в час.

Такси «Пятерка» и «Тройка» за каждую поездку начисляют заказчикам бонусы по 10 тенге. Накопив на бонусном счете более ста тенге, клиент получает скидку. Так, если поездка по городу стоит 400 тенге, то, имея сто бонусных тенге, человек оплачивает только 300. Заказ такси по городу стоит 400 тенге, цена поездки в микрорайоны зависит от расстояния. К примеру, с Дачного до Лесозавода или Химгородков можно доехать за 600 тенге, а с Дачного на Усолку или МДС – за 400 тенге. Проводы в аэропорт стоят от тысячи тенге и выше. Кстати, услуги по доставке лекарств и продуктов здесь строго тарифицированы и стоят 1500 тенге.

В такси «Шерхан», кроме поездок по городу, предлагают услуги междугородних перевозок. Так, поездка из Павлодара в Аксу обойдется в 4 тысячи тенге, до Экибастуза –15-20 тысяч тенге, до Астаны – от 35 тысяч тенге и выше.

Больше чем парк

Одним из крупных таксопарков Павлодара на протяжении нескольких лет остается ТОО «Таксомотор». В городском отделе ЖКХ его называют показательным, отмечая, что у перевозчика имеются необходимая производственно-техническая база, парк автомашин и диспетчерская. Плата не выше, чем в других таксофирмах. Перед выездом на линию водители в обязательном порядке проходят осмотр у медика, а исправность автотранспорта проверяется механиком. Кроме того, у водителей имеются страховки на пассажиров. Одно «но» – диспетчерам, принимающим заказы, стоит быть повежливее и не забывать, что «клиент всегда прав». Это золотое правило не мешает заучить и диспетчерам из такси «Наш город». Кстати, эта служба – одна из немногих, кто завлекает клиентов седьмой бесплатной поездкой. На самом деле фирма оплачивает только половину суммы за поезду, оставшуюся платит заказчик. К примеру, если поездка от «Артура» до Лермонтова стоит 400 тенге, то доплата за «бесплатную» поездку составит 200 тенге. В общем, помните, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Имя им – «Регион»

Такси «7 звезд» и «Ямщик» не так давно слились в «14 регион». У водителей есть путевой лист и страховка на пассажиров, то есть в случае ДТП пострадавшие вправе получить компенсацию. В этом такси нет фиксированных тарифов. Оплата производится строго по таксометру. Клиентам предоставляются машины эконом-класса и комфортабельные автомобили, стоимость поездки – 350 и 400 тенге, соответственно. За эту сумму заказчик может проехать три километра, последующие километры уже будут стоить 70 и 80 тенге, соответственно. Так, поездка от автовокзала до гостиницы «Сарыарка» будет стоить 350-400 тенге, с Айманова до аэропорта – 1300 тенге, и с Жаяу Мусы до аэропорта – 700-800 тенге. Все будет зависеть от того, сколько намотает счетчик. От цифр на таксометре зависит и плата за услугу «трезвый водитель». Как рассказали в таксопарке, в ближайшее время здесь готовятся снизить плату за поездку до 200 тенге на авто эконом-класса и 250 тенге на автомобили представительского класса. В этом такси можно заказать в прокат свадебные кортежи и авто для встречи vip-персон по 5 тысяч тенге в час.

Дёшево и сердито…

В последнее время павлодарцы все чаще прибегают к вызову такси с помощью интернет-приложения inDriver. Главное преимущество сервиса – цену диктует не таксист, а сам клиент. Удобно, недорого, но небезопасно. Нет гарантии, что на вызов приедет профессиональный водитель на нормальном авто. Извозом занимаются частные лица, которые в случае ДТП могут просто заявить, что спутали вас с дальним родственником и решили подвезти, а за поездку вы ему не платили.

Словом, уважаемые читатели, на чем ездить и услугами каких перевозчиков пользоваться – дело ваше. Но перед тем, как садиться в такси, убедитесь, что перед вами трезвый, адекватный водитель и вашей безопасности ничего не угрожает.

Культура езды

Напоследок мы решили напомнить правила поведения в такси, которые должен знать каждый пассажир: совершая поездку в одиночку, не стоит садиться на переднее сиденье. По статистике, наиболее безопасное место в авто – это заднее сиденье за водительским креслом. Никогда не забывайте пристегивать ремни безопасности и не отвлекайте водителя разговорами, не садитесь в такси, где уже есть пассажиры, следите, чтобы вас везли кратчайшим и правильным маршрутом, не соглашайтесь никуда заезжать, а также брать по дороге попутчиков. Помните, ваша безопасность – в ваших руках!

Анна УРАЛОВА.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz