Непростой выбор

Недавно в продуктовом отделе одного из павлодарских торговых домов наблюдала такую картину: девушка 20-23 лет, покупая сигареты, попросила продавца заменить пачку, чтобы рисунок, напоминающий о вреде курения, на ней был другим.

– Можно мне не этого младенца, умирающего от табачного дыма, а что-нибудь другое? – попросила покупательница.

– Вам рак легких подойдет? – спросила ее продавец.

– Ладно, давайте! – быстро согласилась девушка.

Говоря о том, эффективен ли прием с изображением различных «страшилок» на пачках сигарет, надо признать, что равнодушным они вряд ли кого-то оставляют. Именно такого мнения придерживаются сторонники здорового образа жизни и психологи, чья деятельность направлена на профилактику различных зависимостей. Именно поэтому с 17 марта этого года в странах Евразийского экономичес­кого союза на упаковках появятся новые изображения человеческих органов, пораженных опасными недугами, с названиями тех самых заболеваний, которые как раз вызывает курение (от пародонтоза до гангрены и раковых опухолей). Так, техническим регламентом союза предусмотрено, что на каждую потребительскую упаковку или специальный лист-вкладыш будет нанесено предупреждение в новой форме, что подразумевает расширение площади картинки (теперь она должна занимать не менее половины пачки). Кстати, эскизы таких предупреждений и параметры нанесения утверждены еще в марте 2016 года вице-премьерами пяти стран ЕАЭС.

А еще на сигаретные пачки запрещается наносить изображения или надписи, напоминающие о чем-то приятном на вкус или полезном, – ягодах, фруктах, шоколаде. Это, по мнению представителей Евразийской экономической комиссии, приводит к обману курильщиков, которые ассоциируют сигареты с полезными продуктами. Но и это еще не все. О количестве никотина, смол, монооксида углерода тоже теперь потребитель никак узнать не сможет, поскольку он не должен думать, что чем меньше содержание никотина, тем безопаснее продукт.

Президент Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Талапкали Измухамбетов убежден, что на сегодняшний день в нашей стране наблюдается самая настоящая табачная эпидемия. Из 17,5 миллиона казахстанцев курят четыре миллиона человек. К этому числу специалист относит как активных курильщиков (их 2,8 миллиона), так и пассивных (1,2 миллиона). А ведь пассивные при этом тоже страдают, у них развиваются точно такие же заболевания, так как эти люди поглощают до 60 процентов табачного дыма. Это некурящие члены семьи, дети, соседи, коллеги по работе.

– Ежегодно в результате заболеваний, связанных с курением, умирают 25 тысяч казахстанцев, – констатирует Т. Измухамбетов. – Учитывая мировой опыт, думаю, пугающие картинки будут способствовать сокращению числа курильщиков, особенно среди детей, подростков и женщин. Сейчас в нашу страну хлынул поток электронных сигарет, кальянов. Молодежь на все это покупается. А вообще в мире устанавливается новая культура – культура здоровья, то есть если хочешь быть богатым, успешным и образованным – не кури!

Самый гадкий цвет

Следует сказать, что производство и выпуск табачных изделий на территории ЕАЭС разрешены в прежних упаковках до середины ноября 2017 года в том случае, если на продукцию есть документы об оценке соответствия обязательным требованиям. Они должны быть выданы еще до вступления в силу техрегламента на табачную продукцию, который начал действовать с 15 мая 2016 года.

Предполагается, что для создания новых пугающих изображений теперь будет использоваться самый неприятный, по мнению экспертов, грязно-коричневый оттенок со специальной кодировкой «Pantone 448C». Кем же и как было определено, что именно этот цвет самый подходящий? Дело в том, что в прошлом году австралийские ученые провели трехмесячный эксперимент, во время которого показывали людям различные цвета, при этом отслеживая их реакцию.

Дым сигарет с… законом

Как сообщил в ответе на официальный запрос «Звезде Прииртышья» исполняющий обязанности руководителя отдела контроля за соблюдением требований техрегламентов регионального департамента по защите прав потребителей Галымбек Алин, в рамках мониторинга безопасности продукции в Павлодарской области планируется организовать определенные мероприятия. В целом они будут направлены на выявление, предупреждение, пресечение ввоза, производства, применения и реализации табачных изделий, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиеничес­ких нормативов и техрегламентов.

– Информация, нанесенная на пачку сигарет, должна предупреждать о разрушительных последствиях для человека, потребляющего табачные изделия, – отмечает Галымбек Алин. – Это фотоизображения и текст, информирующий о вреде, связанном с никотиновой зависимостью. Как известно, это инфаркты, инсульты, рак и эмфизема легких, заболевания сосудов и другое.

По данным специалиста, за 2016 год в рамках мониторинга безопасности продукции работниками департамента по защите прав потребителей было отобрано 68 проб табачных изделий, произведенных в странах ЕАЭС. По результатам лабораторных исследований никаких нарушений установлено не было.

А виноват промоутер?

Психолог службы профилактики Павлодарского областного наркологического диспансера Анна Небельцова считает, что вопрос об эффективности предупреждающих изображений достаточно спорный, хотя не исключено, что они все-таки окажут свое воздействие на курящее население, в особенности на молодых людей. У них в отличие от взрослых еще не успела сформироваться настоящая табачная зависимость. Специалист рассказала, что одними из первых к практике использования пугающих изображений пришли в Нидерландах еще в 2003-2004 годах, а вот в нашей стране такие предупреждения появились только в 2013 году, то есть спустя десять лет.

– Если учесть, что 70 процентов информации любой человек получает именно визуально, то метод по использованию еще более страшных картинок на пачках сигарет, конечно, сыграет свою роль, – говорит Анна Александровна. – Однако есть категория табакозависимых людей, имеющих не только физическую зависимость от сигарет, но и психологическую. Например, зачастую люди курят, так как у них создается впечатление, что это снимает стресс, а вот у молодежи процесс курения, как ей кажется, способствует общению. Скажу, что алкалоид – высокоактивное вещество, содержащееся в табаке и воздействующее на центральную нервную систему, заставляет усиленно работать сердце и сосуды. Именно поэтому у человека возникает субъективное ощущение, что курение – процесс приятный и приносит удовольствие. Нельзя думать, что табачная зависимость менее опасна по сравнению с зависимостью от алкоголя или наркотиков. Механизмы вовлечения в нее абсолютно те же самые.

По словам психолога, сегодня в ходе различных акций, уроков и классных часов, направленных на профилактику курения среди подростков, у павлодарских школьников наблюдается негативная реакция на предложенные им визуальные материалы, где изображены пораженные человеческие органы, плохие зубы и кожа. Это говорит о том, что пугающие изображения на упаковках вполне могут снизить количество курящих подростков или вовсе предотвратить появление у них такой привычки. Анна Небельцова говорит, что еще несколько лет назад, когда цены на сигареты были значительно ниже, этот товар был слишком доступным, в том числе и для несовершеннолетних потребителей. Впрочем, если говорить о детях, то статистика здесь тоже свидетельствует о положительной динамике.

Несмотря на то, что официальную статистику по курильщикам в нашей области не ведет ни одно ведомство, сведения о снижении за пять лет на 9,7 процента потребителей сигарет нам предоставили специалисты Павлодарского областного центра поддержки здорового образа жизни по результатам проведенных в республике исследований. Что касается юных потребителей сигарет, то в нашем регионе в течение пяти лет наблюдается снижение числа курящих подростков. По данным 2010 года, сигареты употребляли 4,8 процента, а в 2015 году – уже 3,9 процента. Но вот специалисты считают, что одними только картинками решить проблему, касающуюся всех табакозависимых людей, невозможно. К этому вопросу необходим комплексный подход и, разумеется, заинтересованность в избавлении от пагубной привычки самих курильщиков.

– Поскольку моя деятельность связана с профилактикой курения, я часто наблюдаю за тем, какие маркетинговые ходы придумывают торговые компании для продвижения своего товара, – рассказывает Анна Небельцова. – Часто в торговых домах и магазинах мы видим, как девушки-промоутеры предлагают покупателям приобрести сигареты определенной марки, а за это обещают вручить им какие-то подарки или дополнительные пачки сигарет. А еще я обращаю внимание, что в магазинах стеллажи с сигаретами часто подсвечиваются. Яркая и светлая витрина привлекает больше внимания и как бы напоминает покупателю о необходимости приобрести очередную пачку. Считаю, что от таких уловок нужно избавляться, ведь в некоторых странах сигарет вообще нет на прилавках магазинов, то есть они специально убраны. Если вернуться к нашим картинкам и посмотреть на это с другой стороны, то заядлые курильщики с большим стажем вряд ли как-то прореагируют на новые изображения. Возможно, они придут к тому, что им следует бросить курить как-то иначе. Например, через потерю собственного здоровья, то есть какие-то серьезные заболевания. Детям же важно повторять, что курить – совсем не модно!

Житель Павлодара с 25-летним стажем курения – Виктор Сухоносенко признается, что новые картинки на пачках, как и сейчас, вряд ли помогут избавиться от своей привычки людям, курящим по многу лет.

– Думаю, что искусственно созданные картинки, где нарочно будет использоваться усиление оттенков, не помогут решить проблему, – считает мужчина. – А ведь она касается только каждого из нас в отдельнос­ти, потому что затрагивает вопросы здоровья и траты денег. Например, я не представляю, как можно резко бросить курить, так как это тоже большая нагрузка на организм, стресс. Вот цены – это другое. Они в последнее время на сигареты заметно выросли. Для кого-то это стимул совсем отказаться от них.

Кстати

По данным информационного агентства tengrinews.kz, в Казахстане с начала 2015 года минимальная розничная цена на пачку сигарет с фильтром составляла 200 тенге, а осенью того же года она увеличилась до 220 тенге. С 2016 года цена была установлена уже в размере 240 тенге, а с 1 января нынешнего года самая низкая стоимость пачки не должна быть менее 300 тенге.

А как у них?

Конечно, пугающие картинки на пачках сигарет – это только один из вариантов борьбы с курением. Отметим, что в разных странах мира с этой проблемой пытаются справиться при помощи более радикальных методов. Так, например, в Швейцарии сигареты стоят едва ли не дороже, чем в прочих странах мира, а начальство выдает солидные премии тем сотрудникам, которым когда-либо удалось бросить курить. И даже студент, рассчитывающий получать стипендию, для начала должен избавиться от вредной дымной привычки.

В Бельгии запрещено курить во всех заведениях общепита, а в одном из регионов страны власти велели работодателям четко фиксировать, сколько времени за рабочий день их сотрудники тратили на перекуры, и не учитывать его при расчете заработной платы.

В польских городах со всех улиц убрали автоматы по продаже сигарет, чтобы подростки не могли купить себе пачку каждый раз, как только им захочется. А вот в Турции даже существует музей, где собраны советы тех людей, которым удалось побороть свою пагубную привычку.

Жители Китая в последнее время бьют рекорды по покупкам в интернет-магазинах сувенирных пепельниц в виде двойных человеческих легких, умеющих кашлять и задыхаться. Предприимчивые китайцы дарят их своим курящим родственникам и друзьям, чтобы они быстрее избавились от негативной привычки. В корпусе такой пепельницы предусмотрено два гнезда, куда встроены специальные датчики. При срабатывании правого пепельница начинает задыхаться, а левый отвечает за кашель, который по звуку ничем не отличается от настоящего – человеческого.

 Марина КИСЕНКО.

irstar.kz