– Бахыт Макановна, в последние годы по всей стране большое внимание уделяется обеспечению доступности дошкольного образования. Успешно ли в нашей области решается эта проблема?

– Вполне успешно, о чем свидетельствуют факты. В системе дошкольного образования действует 431 дошкольная организация, в том числе 170 детских садов, 261 мини-центр. Сегодня охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от одного до шести лет составляет 75,3 процента, что значительно превышает республиканский показатель – 56,4 процента. Несмотря на рост рождаемости, нам удается полностью обеспечивать малышей от трех до шести лет дошкольным воспитанием, а детей соответствующего возраста – предшкольной подготовкой. В нашей области 887 детей посещают восемь негосударственных дошкольных организаций. В регионе проводится системная работа по расширению сети этих учреждений. Накануне празднования 25-летия независимости РК сданы два детских сада, один из которых, на 280 мест, построен в Аксу в рамках республиканской программы «Нұрлы жол», а в Экибастузе восстановлено здание на 255 мест при участии АО «Евроазиатская энергетическая корпорация».

– Какими достижениями в системе образования запомнится 2016 год?

– Таких событий было много. Особую гордость вызывает высокая оценка системы образования области в республике. По данным национального рейтинга результатов за 2015 год, наша область заняла первую позицию по трем уровням образования – дошкольному, общему среднему, техническому и профессиональному. Надеемся удержать эту высокую планку. Кроме того, наша школьная олимпийская сборная получила в 2016 году 44 медали, тогда как в прошлом году их было 35. Мы хорошо выступили и на международных олимпиадах. К примеру, в международной олимпиаде по математике (IMO), проходившей в китайском Гонконге, участвовали дети из ста государств мира, а золотую медаль завоевал десятиклассник из Павлодарской специализированной школы «Жас дарын» Амир Мохаммед-Али. В международной олимпиаде по физике (ІРНО), проходившей в Цюрихе (Швейцария), выпускник Павлодарской школы-лицея №8 для одаренных детей Антон Седлецкий завоевал серебряную медаль.

Было немало и других достижений. Это победа павлодарской команды на республиканском чемпионате по робототехнике «KazRoboSport-2016» и бронзовая медаль выпускницы областного казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей Анны Завалишиной, которую она получила, приняв участие в международной олимпиаде по биологии во Вьетнаме. По итогам ЕНТ Павлодарская область занимает высокую рейтинговую позицию, соперничая с Астаной и Алматы. Нужно отметить, что творческие коллективы областного Дворца школьников, комплекса музыкальной школы-интерната, музыкального колледжа в ушедшем году не раз одерживали творческие победы.

– Все знают, что в этом учебном году начался переход на новые образовательные стандарты. Насколько система образования области оказалась готова к таким переменам?

– Для перехода школ на обновленное содержание образования принят новый Государственный образовательный стандарт начального образования. Его апробация началась в 2015-2016 учебном году в первых классах для 30 казахстанских школ. Среди них две школы нашей области – Павлодарская СОШ №39 с русским языком обу­чения и Майкаинская СОШ №1 с казахским языком обучения, что в Баянаульском районе. В нынешнем учебном году эти школы продолжают апробацию обновленного содержания уже во вторых классах, а все первоклассники страны обу­чаются по новому госстандарту в условиях пятидневной учебной недели. В 2017-2018 учебном году по обновленным стандартам будут учиться дети первых, вторых, пятых и седьмых классов.

Полный переход к обновленному содержанию планируется осущест­вить к 1 сентября 2019 года. Разработчики стандарта сделали акцент на внутри- и межпредметную интеграцию содержания. При этом организация учебной деятельности направлена на развитие критичес­кого и творческого мышления, формирование навыков работы в команде, развитие инициативности и лидерских качеств у детей.

Важным нововведением стало то, что на основе системы электронного обучения в 273 учреждениях идет внедрение проекта «Күнделік» («Дневник»). Эта электронная платформа предоставляет большие возможности для ведения электронного документооборота образовательного учреждения (журналов, дневников, отчетов и другой школьной документации).

В рамках реализации полиязычного обучения значительно возросло число школ, реализующих программы по этому направлению. Например, в 2013 году их было всего 14, а в 2016 уже 101. В 66 школах области ряд предметов естественно-математического цикла изучается с использованием английского языка, в 56 школах с русским языком обучения отдельные предметы преподаются на казахском языке, а в 11 школах с казахским языком обучения некоторые предметы ведутся на русском языке. Проект реализуется при поддержке преподавателей вузов нашей области, применяется опыт казахско-турецких лицеев. Сегодня в полиязычном обучении участвуют 228 учителей-предметников, в том числе 129 педагогов преподают предметы естественно-математического направления с применением английского языка.

В первую очередь полиязычное образование внедряют областные специализированные учебные заведения, школы Павлодара, Экибас­туза, Качирского и Щербактинского районов. Отмечу, что в обществе по-разному реагируют на амбициозные задачи по внедрению обучения на трех языках. Но мы, педагоги, понимаем: чем выше уровень языковой компетенции ученика, тем больше у него доступа к информации, тем успешнее происходит развитие личности, а следовательно, появляется больше возможностей для получения качественного профессионального образования.

– Бахыт Макановна, успех реализации нововведений зависит не только от учащихся, но и от готовности самих учителей. Как вы оцениваете потенциал наших педагогов?

– Достаточно высоко, так как все наши достижения просто не были бы возможны без высокопрофессиональной деятельности педагогического коллектива области. С целью создания условий для перехода на новые стандарты органами управления образования всех уровней ведется большая работа по повышению квалификации учителей. Так, все педагоги области, работающие по экспериментальным программам, проходят подготовку на различных семинарах-тренингах и обучающих курсах. За 2016 год 248 учителей естественно-научного направления (физика, информатика, химия и биология) прошли курсы повышения квалификации по английскому языку в рамках программы «Назарбаев Университета» на базе казахско-турецкого лицея и Павлодарского педагогического института. По итогам конкурсного отбора шесть педагогов примут участие в зарубежных тренингах в Сеуле (Корея) и Гонконге (Китай). В 2017 году планируется обучение английскому языку 177 педагогов области.

Всего в системе образования области в настоящее время работают более 20 тысяч педагогов. За пять лет по программам повышения квалификации и переподготовки педкадров прошли обучение более шести тысяч педагогов, в том числе по уровневым программам – 2665 учителей, по обновлению содержания – 3372, по языковым курсам – 248 педагогов естественно-математических дисциплин. При этом курсы повышения квалификации прошли по новой системе 65 руководителей организаций среднего образования. Наши педагоги – мастера своего дела.

– Известно, что имеются некоторые проблемы в обучении детей, как их сейчас называют, с особыми образовательными потребностями. Какие меры в этом направлении принимаются в нашей области?

– Да, специальное образование требует особого внимания. Кроме самого процесса обучения и воспитания, оно включает в себя коррекционные услуги, меры по социальной адаптации и интеграции детей в обществе. В нашем регионе инклюзивное образование в детских садах, мини-центрах и школах получают 3856 детей, или 61,9 процента от общего числа детей с ограниченными возможностями. В образовательных учреждениях области открыто 142 специальных класса, где обучаются 863 ребенка. Для профилактики и коррекции недостатков речи при организациях образования области открыто 142 логопедических пункта, которые посещают 3393 ребенка, в том числе при детских садах – 89 логопунктов, при школах – 53. Помимо учебы дети с особыми образовательными потребностями участвуют в различных конкурсах и соревнованиях.

– В декабре 2016 года в Павлодарской области состоялось заседание республиканского совета руководителей организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Почему оно состоялось именно у нас?

– В нашей стране большое внимание уделяется устройству в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Коллеги со всей республики приезжали к нам для того, чтобы перенять наш опыт работы. Как вы знаете, в Павлодарской области с 2010 года сократилось число организаций образования для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. За это время вместо 19 учреждений с общим числом 810 детей их стало 14, в них 484 воспитанника.

Важно, что сокращение числа детей, как и самих учреждений для этой категории, происходит за счет передачи воспитанников в семьи граждан. За последние три года в области переданы на воспитание 1172 ребенка, в том числе под опеку и попечительство – 802, на патронатное воспитание – 95, усыновлены 275 детей.

– В наше время родители помимо учебы стремятся развить в своих детях различные творческие способности. На каком уровне находится дополнительное образование в области?

– В настоящее время в организациях дополнительного образования ребенок получает возможность общаться с ровесниками по интересам, проявить себя в спорте, искусстве, творчестве. При этом у него формируются навыки функциональной грамотности, которые в целом расширяют сферу практического применения полученных знаний и умений. В 89 организациях дополнительного образования области занимаются более 36 тысяч учащихся, а это около 38 процентов от общего числа школьников. Этот показатель – один из самых высоких в республике. В каждом районе нашей области действуют организации дополнительного образования. Это музыкальная школа, школа искусств, детские юношеские клубы, а при школах работают кружки по интересам и спортивные секции. Кстати, в декабре 2016 года в селе Акку Лебяжинского района открыта школа искусств.

– Какие меры принимаются для повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием?

– Подготовку квалифицированных кадров в области осуществляют 49 учреждений. Колледжи нашего региона принимают участие в развитии международного сотрудничества. Налажены контакты с колледжами Норвегии, Великобритании и России. В 45 колледжах Павлодарской области внедрены принципы дуального обучения по 52 приоритетным для экономики специальностям на базе 623 предприятий. По этой форме образование получают более трех тысяч студентов, а социальными партнерами привлечено свыше одного миллиарда тенге. Эти средства направлены на укрепление материально-технической базы колледжей, на безвозмездные гранты, оплачиваемые места производственной практики, именные стипендии. Кроме того, бесплатное обучение стало доступно по 25 рабочим специальностям. О востребованности подготовленных нами кадров свидетельствует один из лучших показателей трудо­устройства выпускников в первый год после окончания колледжей в республике – 70,7 процента. Высокий уровень профессиональной подготовки наши студенты успешно демонстрируют в конкурсах профессионального мастерства.

– Качество образования напрямую зависит от финансирования системы, укрепления материально-технической базы учреждений. На что выделяются бюджетные средства в 2017 году?

– В нашей области есть необходимые средства на внедрение различных нововведений, направленных на улучшение качества образования. Из областного бюджета впервые выделены немалые средства на укрепление материально-технической базы учреждений образования, в том числе 150 миллионов тенге, которые пойдут на обновление компьютеров в школах. На приобретение спортивного инвентаря для 352 школ выделено 162 миллиона тенге. В 98 школах будут созданы кабинеты робототехники, на них предусмотрено 215 миллионов тенге. Для 200 школ выделены средства на организацию работы шахматных кружков. Мы планируем провести единую акцию по их одновременному открытию сразу после зимних каникул. Планируется приобрести 20 новых автобусов для подвоза детей к школам. Кстати, ежегодно все школьники области обеспечиваются учебниками. В следующем учебном году на их приобретение выделено 847 миллионов тенге.

 Беседовала Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz