Хотя зима в прошлом году наступила рано, «порадовав» жителей области крепкими морозами уже в середине ноября, последовавшее за холодами потепление не дало возможности открыть переправы в начале зимы, поэтому решение о том, что ледовое покрытие может выдержать вес транспорта или пешеходов, принято только в конце ушедшего года. Официально переправы и переходы через Иртыш начали работать с 28 декабря.

Зимние дороги через реку имеют большое значение для сельчан – именно через переправы производится доставка из поймы дров или оставленного с осени сена, поэтому на селе всегда с особым нетерпением ждут сообщений о начале функционирования переправ. К сожалению, не всем хватает на это терпения, не все готовы пользоваться именно официальными переправами, а ведь только там пешеходам и автомобилистам гарантируется безопасность при соблюдении ими некоторых правил. В остальных случаях люди сами берут на себя ответственность за собственную безопасность. Но, увы, не все могут дать правильную оценку выбранному для «несанкционированной» переправы месту, а ведь эти места определяются людьми подготовленными, которые учитывают все: и скорость течения, и наличие теплых течений, водоворотов или подводной растительности. Все эти обстоятельства оказывают свое влияние на толщину и прочность льда. С учетом того, что Иртыш обладает способностью менять свое течение, не все переправы области действуют в одних и тех же местах на протяжении многих лет – каждый год проводятся особые обследования мест для переправы, при необходимости закрываются некоторые старые, в других местах открываются новые. Или не открываются вовсе – если подходящих мест просто не обнаружено.

Нынешней зимой официальными стали четыре автогужевые переправы: в Актогайском, Иртышском, Лебяжинском и Майском районах. В Иртышске переправа располагается на месте паромной переправы, где толщина льда составляет около 55 сантиметров. В Актогае переправа расположена в районе центрального пляжа. В январе планируется открыть в Железинском районе сразу три автогужевых переправы – в Железинском, Башмачинском и Прииртышском сельских округах.

Но и сегодня специалисты не рекомендуют выезжать на лед на больших машинах. В основном переправами позволено пользоваться пешеходам и владельцам гужевого (лошадь с телегой или санями) транспорта. Автомобилисты должны помнить, что если машина тяжелее 2,5 тонны, выезжать на ней на лед запрещено. Как и прежде, ответственность за состояние переправ несут те крестьянские хозяйства, которые организуют доставку сена из поймы.

В зимнее время спасатели регулярно проводят рейды в пойме Иртыша – проверяют не только работу и состояние официальных переправ, но и выявляют несанкционированные. Такие переправы обнаружены в селах Приреченка, Кожамжар, Муткенова (Актогайский район), а несанкционированные пешие переходы – в селах Теренколь, Береговое, Песчаное, Байгунус (Качирский район).

Спасатели напоминают, что даже при наличии толстого и прочного льда в районе переправы следует соблюдать элементарные правила безопасности: в салоне автомобиля может находиться только водитель, пассажирам следует пересечь реку пешком; водитель должен ехать при расстегнутом ремне безопасности и открытой дверце машины; скорость автомобиля не должна превышать десяти километров в час; если на лед выезжают две и более машин, между ними должно выдерживаться расстояние, указанное на знаке, размещенном рядом с переправой.

 Галина АЛЕКСАНДРОВА.

irstar.kz