Как говорят эксперты, проблема с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) назрела настолько, что, по сути, здесь не может быть мягкого сценария. По закону с этого года мусорные полигоны страны не должны принимать пищевые и строительные отходы, их следует сортировать и пускать на переработку. И самая первая мера в списке преобразований – повышение тарифа на мусор, потому что без этого ситуацию не решить.

Своей точкой зрения по этому вопросу поделился Ринат Ихиенов, директор ТОО «Спецмашин» – организации, занимающейся вывозом мусора в областном центре.

– На протяжении семи лет тариф на мусор в Павлодаре не повышался. Например, те же энергетики, тепловики каждый год хотя бы на 7 процентов повышают свой тариф. За семь лет должны были сделать хоть какую-то поправку на инфляцию, но тариф как был 159 тенге, так и остался. Имеет ли отношение повышение тарифа к недавней проблеме с вывозом мусора? Нет. Единственным основанием для остановки вывоза мусора было то, что полигон закрыл нам шлагбаум на приём ТБО в связи с отсутствием у них разрешения на эмиссию. Согласно закону полигон не имеет права заниматься приёмом ТБО без этого, иначе налагаются штрафные санкции. Я их, в принципе, понимаю, потому что у них была проверка перед Новым годом, они мне в письме сообщили, что им выписали четыре административных протокола. А куда нам вывозить мусор, если полигон закрыл шлагбаум? Мы же не можем вывезти куда-то за город и просто выкинуть. Если я буду складировать мусор где-то за городом, завтра ко мне все экологи сбегутся со штрафными санкциями. Да мы и не позволим себе вывозить ТБО в незаконное место, мы же серьёзное предприятие.

По словам Рината Ихиенова, ТОО «Спецмашин» неоднократно обращалось к руководству города с просьбой выделить ещё один полигон для мусора. Однако пока не сложилось, но надежда, как говорится, умирает последней.

– Мы и в письме писали, и говорили: предложите нам другую площадку для мусора, мы будем вывозить его и днём, и ночью, но нас не слышат, – говорит директор ТОО «Спецмашин».

Руководитель предприятия считает, что поднятие тарифа – это назревший вопрос, тем более с учётом необходимости внедрения раздельного сбора мусора.

– Депутаты соглашаются, что надо внедрять сортировку мусора. Хорошо, а на какие средства? То, что в Павлодаре тариф один из самых низких, мало кого интересует. Нереально построить завод по переработке мусора при тарифе 159 тенге. Нам даже кредит не дадут. Наши мусоровозы выезжают в любую погоду, притом что это машины, которые работают в повышенной агрессивной среде. Парк требует обновления, нам необходимо уходить от старых «ЗИЛов», приобретать современные машины. Невозможно без современной техники и без достойной зарплаты водителям производить качественную уборку мусора.

В свою очередь представители городского акимата подтверждают, что сегодня мусорный вопрос на повестке дня стоит довольно остро.

– Понимаете, есть у нас Экологический кодекс РК, где сказано, что разработкой тарифа по вывозу, утилизации, переработке мусора и так далее занимаются местные исполнительные органы в сфере ЖКХ совместно с оператором РОП, – комментирует юрист Павлодарского городского маслихата Александр Фесиков. – Инициатором внесения вопроса на рассмотрение депутатов стал отдел ЖКХ. Я не могу однозначно сказать, что депутаты не поддерживают. Если мы будем объективно смотреть на ситуацию, которая сегодня сложилась в Казахстане, то нынешний тариф в 159 тенге – самый низкий в стране. Средний тариф – около 270 тенге, в зависимости от городов и другого. Говорить о том, что у нас предлагают большой или небольшой тариф (322 тенге с учётом НДС), пока преждевременно, то есть нужно будет с ним ещё разбираться. Нельзя ориентироваться на какие-то близлежащие города с примерно таким же населением, как Усть-Каменогорск или Петропавловск, везде есть какие-то свои особенности: и в плане количества многоэтажных домов, частного сектора, удалённости полигона, которые влияют на формирование тарифа. Депутаты понимают, что назрела необходимость его увеличения, но в каком размере? Это вопрос открытый.

Таким образом, несомненно одно – грядущие мусорные реформы приведут к достаточно ощутимым последствиям. Так, в планах Правительства, помимо внедрения механизма переработки ТБО и жёстких ограничений по соблюдению требований к выбросам, ещё и производство электроэнергии из мусора.

Наиболее показательным примером будущих перемен стала открывшаяся недавно в Казахстане биржа отходов. Инициатором проекта выступила Казахстанская ассоциация по управлению отходами «KazWaste», которая запустила в интернете сайт для продажи различных видов отходов и вторичных ресурсов компаниям-переработчикам. Объявления там можно разместить бесплатно.

– Основной целью нашей ассоциации стало развитие отрасли по управлению отходами, – говорит Айжан Рыскулова, координатор «KazWaste». – В настоящий момент у нас в ассоциации более 50 компаний по всему Казахстану. Они занимаются сбором, вывозом, сортировкой, переработкой различных видов отходов, в том числе промышленных. Что касается в общем ситуации по Казахстану, то отрасль управления отходами на сегодняшний день стремительно развивается. Повсеместно внедряется раздельный сбор на две фракции: сухой и мокрый, или же упаковочные и остаточные отходы. Во многих городах устанавливаются контейнеры для сбора пластиковых отходов, электронных. Начинают строиться сортировочные комплексы, которые, правда, сортируют смешанные отходы. Выборка вторичного сырья очень низкая – около 10-15 процентов, но несколько лет назад эта цифра была не более двух процентов. Поэтому, конечно, нужно сейчас приучать население к сортировке домашних отходов. В рамках перехода Казахстана к «зелёной экономике» планируется к 2030 году перерабатывать до 40 процентов отходов.

Другими словами, нас ждут весьма серьёзные перемены в этой сфере. Правда, не стоит рассчитывать, что мусорные реформы пройдут сразу и повсеместно.

– Вообще, процесс сортировки и переработки ТБО – остро стоящий вопрос. Вы же сами понимаете, что это очень дорогостоящий проект. Строительство мусоросортировочного завода либо комплекса потребует многомиллионных затрат. Это не десять и не тридцать миллионов, – рассуждает глава ТОО «Спецмашин». – Нужно построить сортировочные боксы, поставить туда сортировочные линии. Необходимо, чтобы там круглые сутки находилась техника, которая постоянно будет перелопачивать весь мусор. Люди должны будут вручную сортировать бумагу отдельно, стекло отдельно, металл отдельно и так далее. Мусоровозы должны будут заезжать не на полигон, а предварительно на сортировку. Понятно, что мы не сможем организовать сортировку в Павлодаре, если не включим её в тариф. Либо у нас должны быть дополнительные дотации со стороны администрации города.

 

Марина АНГАЛЬДТ.

Фото Натальи ЗИНЧЕНКО.

irstar.kz