Процедура открытия переправ простая: спасатели обследуют лёд в месте предполагаемой переправы и дают своё заключение по его толщине, прочности, учитывается и скорость течения реки в районе переправы. После этого заключение с решением, можно ли открыть там переправу или нельзя, направляется в районный акимат. Там должны принять соответствующие меры для обустройства самой переправы – расчистить на льду «дорогу», выставить знаки о том, какая грузоподъёмность у переправы, время её работы, назначить ответственного человека. Водителей нужно информировать о простых средствах безопасности: между машинами, выезжающими на лёд, следует соблюдать определённую дистанцию, переезжать на другой берег надо с открытыми дверцами, отстёгнутыми ремнями безопасности, и так далее. Когда переправа готова, акимат издаёт постановление о её работе с указанием сроков существования (конечно, в зависимости от погоды сроки могут быть изменены). После этого сотрудники департамента по ЧС дают «отмашку». В конце января спасатели обследовали места двух возможных переправ в Павлодарском районе – рядом с сёлами Набережное и Жана кала – и выдали заключение, что, в принципе, пользоваться ими можно (после обустройства): толщина льда – 47 сантиметров, по ним можно перевозить до 10 тонн груза при скорости не выше 20 километров в час, соблюдая интервал между машинами не менее 70 метров. Однако информацию о том, что на местах для переправ проведены все необходимые работы, спасатели так и не получили.

Тем временем на область накатила новая волна тепла, начались снегопады. И на сегодняшний день даже имеющиеся переправы в Иртышском и Майском районах не могут эксплуатироваться. Во-первых, они засыпаны снегом, а выпустить на лёд транспорт для очистки ледовой дороги не представляется возможным. Во-вторых, за тёплые дни структура льда изменилась, и он может оказаться небезопасным для транспорта. Впрочем, далеко не все сельчане готовы поступиться соображениями удобства в пользу безопасности. Спасатели систематически объезжают места, где действуют стихийные переправы, а такие есть, например, в районе Теренколь. Там население спокойно выезжает на лёд, отправляясь за сеном или за дровами, зная, что никто не давал разрешения на пользование этой переправой, значит, переезд сопряжён с серьёзным риском. Местные власти и спасатели пытались перегородить въезд на такие переправы снегом, но упрямые сельчане убирают этот снег и продолжают выезжать на лёд.

Не исключено, что нынешней зимой переправы так и не будут толком работать. Конечно, морозы ещё ожидаются, но не настолько сильные и продолжительные, чтобы можно было быть уверенным в прочности ледовых дорог.

 

Галина ЕГОРОВА.

Фото ДЧС области.

irstar.kz