Свалка… Это слово вряд ли у кого-нибудь может вызывать положительные эмоции, потому что ассоциируется у нас с горами мусора на обширной площади, вонью и желанием вымыть руки. И хотя сегодня официальными документами велено свалки именовать не иначе как полигонами твёрдых бытовых отходов, сути застарелой проблемы это не меняет. А проблема в том, что в подавляющем большинстве свалки до конца не узаконены и даже по действующему экологическому законодательству могут быть закрыты в любой момент. Это не говоря о том, что раздельная переработка мусора есть только в городах, да и то частично, и в паре райцентров области.

В настоящее время в области числится что-то около 345 свалок твёрдых бытовых отходов. Места складирования мусора функционируют в том состоянии, в котором они находятся долгие годы. И если городские свалки контролируются, здесь работают специальные коммунальные структуры, санитарная служба, и экологи тоже не оставляют их вниманием, то на селе всё намного сложнее. В принципе, если говорить о легализации этих мест складирования отходов, то ею занимаются, но уж очень медленно. Хотя сегодня законодательно к содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов предъявляются вполне конкретные экологические и санитарно-эпидемиологические требования. Удалось даже оформить земельные участки на 336 полигонов. Но ведь это только начало работы по исполнению требований закона, начало, растянувшееся на десятилетие. Почти все свалки так и не имеют соответствующих нормативных документов от природоохранных государственных структур – отсутствуют акты экологической экспертизы, есть только условные разрешения на размещение отходов. И само размещение твёрдых бытовых отходов вылилось в большущую проблему, которую нужно решать. И об этом говорится, только на моей памяти, уже с 2011 года. Но воз если ныне и не там, где был годы назад, то совсем немного продвинулся вперёд. И весь вопрос, как всегда, упирается в деньги, точнее, в их отсутствие.

Да, нужно быть реалистами: процедура приведения свалок в соответствие со всеми законодательными требованиями очень затратна – и по времени, и по необходимому финансированию. Поэтому в своё время ставилась задача минимизации пакета документов, необходимых для легализации свалок, в числе обязательных – акт отвода земли, зарегистрированный в органах юстиции, документ экологического мониторинга в месте размещения той или иной свалки, разрешение на эмиссии в окружающую среду и т.д. В целях экономии бюджетных средств предлагалось в своё время разработать для сёл единые типовые проекты полигонов ТБО, намечалось использовать при выборе типового проекта данные о численности населения в селе, райцентре или городе. Например, до пяти тысяч человек, от пяти до 10 тысяч, от 10 до 50 тысяч… Но, как теперь известно, идея эта не была поддержана на республиканском уровне. Хотя, согласитесь, она была бы уместна просто для экономии бюджетных средств, необходимых хотя бы для разработки проектно-сметной документации. Да и потом, если уж на государственном уровне принимается закон, регулирующий экологические аспекты свалок, то в нём по логике вещей надо предусматривать финансирование. Недавно был принят новый Экологический кодекс, может быть, хотя бы там предусмотрят источники финансирования? А то ведь как получается: закон-то есть, хороший закон, а вот средств, дабы его исполнить, не предусмотрели.

И вообще, мороки с полигонами есть и будет много. Например, потребуется разработка и проведение оценки их воздействия на окружающую среду, необходимо окончательно решить вопросы о передаче в эксплуатацию и обустройство свалок, о ведении учёта и размещения отходов – коммунальным службам, находящимся в ведении акиматов городов и районов области, или частникам. Это всё равно, лишь бы работали. По мере узаконивания действующих мест размещения отходов придётся провести реконструкцию и обустройство таких объектов. На это тоже потребуются деньги, которые сначала собирались искать в доходах коммунальных служб, но, как оказалось, это бесперспективно. Коммунальщики пока не способны даже небольшие предприятия для раздельной переработки отходов поставить, а надежды на частников редко оправдываются. Они требуют повышения тарифов, причём перманентно.

Мы не первый год говорим, что нужно, наконец, определиться: сколько на разработку необходимо средств, и из бюджетов какого уровня их брать? Эту проблему уже неоднократно ставили перед Правительством, но предлагаемые нашей областью инвестиционные проекты по строительству полигонов ТБО с завидным постоянством отклонялись республиканской бюджетной комиссией, так как их там считают «носящими коммерческий характер». Ну, а в областном бюджете распределяют средства исходя из возможностей и по приоритетности, до ТБО пока очередь не дошла. Поэтому проблема в каком-то смысле выглядит замороженной, делаются лишь небольшие шаги вперёд.

Значит, нужно искать другие пути. Они видятся в привлечении частных структур, пусть и иностранных. Была несколько лет назад мысль воспользоваться помощью Европейского банка реконструкции и развития, который способен финансировать подобные проекты. Были предложения от зарубежных фирм, готовых заняться крупными городскими полигонами, причём на свои средства. При этом сельские полигоны ТБО опять остаются за бортом, а ведь именно здесь – основные проблемы. Сегодня из 412 населенных пунктов области условно организованные свалки имеются только в 336, а между тем согласно нормативным документам нужно предусмотреть места для складирования и хранения бытового мусора во всех населённых пунктах.

Пока имеющиеся свалки не соответствуют действующим экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Только городские имеют разрешения на эмиссию в окружающую среду, у них есть проекты нормативов обращения с отходами, оценка воздействия на окружающую среду. А вот в сельской местности необходимых нормативных документов пока большей частью нет. То есть свалки-то есть, они действуют, там постоянно ведутся какие-то работы, но получается так, что существуют эти полигоны фактически нелегально. Первым шагом документального оформления стал отвод земельных участков, и эта работа в основном проделана. А вот то, что касается проектно-сметной документации, то на сегодняшний день она разработана для полигонов Баянаула и Иртышска, и только в Баянауле вопрос удалось-таки решить. За 126 миллионов тенге. Была проектно-сметная документация ещё на четыре полигона. Честно говоря, областные власти рассчитывали, что хотя бы Баянаулу, учитывая его статус природного парка и участие в «Экспо», удастся выбить средства на строительство современного полигона твёрдых отходов. Не получилось.

При этом не вечно же контролирующие органы будут держать необъявленный мораторий на применение предусмотренных законом штрафных санкций за полулегальные полигоны. Хотя, с другой стороны, если посмотреть на программу модернизации системы управления твёрдыми бытовыми отходами, то она в три этапа рассчитана аж до 2050 года. В эти годы какие-то нормы экологического законодательства явно не будут действовать. Потому что свалка – такое место, которое просто так не закроешь. Одного дня хватит, чтобы город утонул в мусоре, а неубранный мусор – это антисанитария со всеми вытекающими последствиями в виде заразных заболеваний, грызунов и тараканов. В селе не так быстро, но мусор тоже будет побеждать. Это я к тому, что административными мерами, в том числе вполне законными, придётся пользоваться очень осторожно и избирательно, учитывая сложившуюся ситуацию. А она пока не позволяет надеяться на какие-то прорывы, поэтому программа модернизации управления ТБО и рассчитана на три этапа, сильно растянута во времени.

Сейчас мы вроде как завершили первый этап, рассчитанный до 2020 года, за это время нужно было параллельно решить две задачи: постепенно продвигать документальное оформление ТБО и строить инфраструктуру. Что-то получилось, а что-то сделать не удалось. Пробовали в городах осуществить несколько пилотных проектов, например, по организации раздельного сбора мусора и ртутьсодержащих приборов. И опять же, не всё получается, наверное, потому что предпринимаемых усилий, рассчитанных только на частников, пока недостаточно. Да и менталитет населения, привыкшего все отходы валить в один бак, пока ещё остаётся в большинстве своём на прежнем уровне.

Понятно, что порядком запущенные свалки – дело не одного года, ещё пять лет назад было подсчитано: на то, чтобы привести в порядок действующие и отстроить новые полигоны ТБО (специалисты говорят, что лучше всего строить новые) во всех городах и сёлах области, потребуется более 40 миллиардов тенге. Сумма неподъёмная для областного бюджета. Значит, нужно искать способы поэтапного решения проблемы, в том числе и с привлечением коммерческих структур. Это, кстати, делается, вот только коммерсанты, за редким исключением, не проявляют интереса к «мусорному» бизнесу. Хотя знающие люди утверждают, что городская свалка рядом с Павлодаром, например, – это золотое дно, если поставить работу с умом да еще и наладить переработку отходов. Но частник здесь требует вдвое поднять действующий тариф на сбор мусора, иначе не обещает построить завод по его переработке. На встрече с журналистами в декабре аким области Булат Бакауов не утверждал, что все аппетиты частника будут удовлетворены, но всё-таки признал, что тариф так или иначе придётся поднимать.

Кстати, даже к городским полигонам есть немало претензий со стороны санитарных служб области. И это в городах! В других населённых пунктах области мусор вывозится на свалки, которые не соответствуют требованиям ни по каким параметрам. А между тем согласно закону полигоны бытовых отходов должны сегодня строиться возле всех населённых пунктов вне зависимости от численности населения. Наверное, можно бы было предусмотреть строительство централизованных полигонов для группы близлежащих сёл. Но это в целом мало повлияет на необходимые затраты. Ведь всё равно нужно будет учесть требования по размещению этих полигонов, например, не менее 500 метров от околицы села, территория полигона должна делиться на две зоны – складирования и размещения бытового мусора. Предстоит провести мониторинг действующих свалок на предмет воздействия на окружающую среду, этот мониторинг понадобится для проведения экологической экспертизы действующих полигонов. Для этого надо пробурить скважину и исследовать состояние воды, скважина для этих же целей будет использоваться и в дальнейшем. Скважин пока пробурено раз-два и обчёлся. Но ясно одно – ближайшей задачей местных исполнительных органов, как и пять лет назад, остаётся узаконивание действующих свалок.

Мы по-прежнему в начале пути, кое-как прошли первый этап – узаконивание земельных участков, теперь черёд оформления нормативной природоохранной базы. Это трудно, затратно, но делать придётся. И уже сегодня нужно определиться – на какие полигоны можно привлечь для работы ответственных частников. Ну и понадеяться на новый Экологический кодекс, который был принят в конце прошлого года.

 

Владимир ГЕГЕР.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz