Эту цифру назвал в своём выступлении заместитель начальника службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ, подразделением которой является спасательный отряд, Владимир Власов. Он отметил, что в прошлом году было подготовлено 19 иорданей. На одну прорубь больше нынче будет открыто в Экибастузе. Там мест для купания три – водоём ГРЭС-2, рядом с ипподромом (ТОО «Грань») и в посёлке Шидерты (район первого гидроузла канала имени Сатпаева). Ещё три места для купания определены в районе Теренколь – в райцентре, а также в сёлах Береговое и Жанабет. По два места купания определены в Майском (затон Шыган села Коктобе и протока Иртыша в селе Майтубек) и Щербактинском (артезианская скважина села Орловка и искусственное озеро села Шарбакты) районах. По одной иордани прорубят в городе Аксу, райцентрах Иртышского, Железинского, Актогайского, Успенского (самоизливающаяся скважина в десяти километрах от Успенки) районов, в селе Новочерноярка Павлодарского района и селе Ямышево района Аккулы. Эти проруби будут устроены на реке Иртыш. В Баянаульском районе по традиции планируется устроить ледяную купель на озере Сабындыколь. В Павлодаре, как известно, будут подготовлены две проруби на Усолке. Впрочем, это перечислены те места, где купаются в крещенскую ночь традиционно и которые признаны спасателями безопасными для выхода людей на лёд. В остальном же подготовкой должны заниматься районные власти – нанять организацию, которая подготовит купель: вырежет крестообразную прорубь, подготовит и установит деревянные сходни с перилами и «полом», чтобы никто из купающихся не получил ни малейшего шанса уйти под воду. Кроме того, в местах купания должны дежурить различные службы – спасатели и медики.

Владимир Власов рассказал, что в местах проведения купаний 18-19 декабря на территории области будут дежурить 53 спасателя и 12 единиц техники. Больше всего, конечно, в областном центре – 33 человека и пять единиц техники, в Экибастузе будут дежурить семь спасателей, привлечены две единицы техники. В Аксу безопасность обеспечат четыре человека, по два будут дежурить в Иртышском, Железинском и Актогайском районах, в остальных – по одному. За благоустройство мест зимних омовений также отвечают местные власти, от них зависит, будут ли устроены места обогрева. Известно, что в Павлодаре планируется поставить две палатки, где можно погреться и переодеться. Иногда добровольцы устраивают горячий чай для искупавшихся, но чаще купальщики приносят чай в термосах с собой. Дорожка до иордани будет устлана сеном, чтобы было не так скользко и холодно, хотя обычно купальщики идут к проруби не босиком, а в носках и шлёпанцах.

Обеспечение порядка гарантируют сотрудники полиции. За несколько лет практики полицейскими уже выработан определённый алгоритм действий. Например, на лёд народ выпускается «порционно», чтобы покрытие не треснуло под весом сотен людей. Не пускают на лёд обычных зевак или «группы поддержки», которые ведут фото- и видео­съёмку купальщиков. Преграждают дорогу пьяным, в прошлом году несколько нетрезвых павлодарцев были задержаны до выхода на лёд. Выпивохи рискуют подвергнуть себя штрафу за появление в общественном месте в нетрезвом виде или угодить в вытрезвитель, если находятся в сильном подпитии. Тех, кто слегка навеселе, обычно отпускают после профилактической беседы. Полицейские же займутся и распределением по дворам и парковкам автомобилей, на которых приедут купальщики. Здесь тоже всё отработано – стражи порядка знают наперечёт все более или менее удобные места.

Как отмечают спасатели и полицейские, самый большой наплыв купальщиков обычно происходит от десяти вечера 18 января до трёх часов ночи 19 января. Хотя, по большому счёту, «водные процедуры» можно принимать уже в крещенский сочельник – днём 18 января, после того, как вода в реке будет освящена, да и купаться можно весь день 19 января до полуночи, в общем, совсем не обязательно делать это ночью, однако можно ожидать, что основная масса устремится к иорданям опять же в ночь на 19 января.

Между тем в церкви к таким массовым купаниям относятся весьма сдержанно, отмечая, что чаще люди видят в этом что-то вроде зимней забавы, некий экстрим, способ испытать себя. Или просто устроить фотосессию. К религии всё это не имеет никакого отношения. Некоторые же верят, будто купание в иордани дарует некое очищение, искупление грехов, однако это тоже не так. Для искупления грехов необходимы искренняя вера, покаяние, молитва. Что же касается освящённой воды, то её можно сколько угодно получить во всех действующих храмах области. Да обычно никто и не запасается ею в огромных объёмах, все знают, что по мере использования дома такой воды можно добавлять в ёмкость новую. Можно принести после праздничной службы воду домой, дать умыться близким, окропить при желании стены жилища. А при наличии ряда заболеваний купание в проруби вообще можно считать безрассудством.

 

Галина АЛЕКСАНДРОВА.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz