Сразу оговоримся, в области нет промпредприятий и заводов, не имеющих вокруг себя «зелёного пояса». Вопросы вызывает количество высаженных насаждений. Согласно действующим санправилам санитарно-защитная зона для предприятий II и III классов опасности предусматривает максимальное озеленение – не менее половины территории; для производств, имеющих санзону в тысячу метров и более, – не менее 40 процентов. При плотной застройке промышленного объекта и невозможности создания «зеленого пояса», допускается озеленение свободных территорий с обязательным обоснованием в проекте по СЗЗ. По данным специалистов, один гектар «зелёного пояса» очищает воздух от 50-70 тонн пыли, уменьшая ее концентрацию на 30-40 процентов.

Озеленили на бумаге

В этом году сотрудники природоохранной прокуратуры, экологи, санврачи и общественники провели мониторинг и выяснили степень озеленения санитарно-защитных зон сразу 15 самых вредных крупных промышленных предприятий области. Расчёты проводились АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» с использованием космоснимка. Результаты, мягко говоря, обескуражили. Выяснилось, что число деревьев и кустарников на территории санитарно-защитных зон в разы меньше требуемого.

– Впервые в республике мы смогли провести анализ состояния озеленения санитарно-защитных зон предприятий первого класса опасности и определить фактическую площадь озеленения территорий промышленных объектов области, – сообщила руководитель регионального департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Ирина Сорокина. – В отчётах на бумаге все пишут, как требуют правила, а на деле ситуация выглядит далеко не так. По результатам видно, что ни одно предприятие не довело фактическое озеленение территории санитарно-защитной зоны до надлежащей нормы. На территории промпредприятий, вокруг источников загрязнений, в пределах которых воздух может быть загрязнён вредными веществами, практически полностью отсутствует организация по возобновлению зелёных насаждений со стороны жилой застройки. А на тех объектах, где есть, посадок очень мало.

К примеру, на ТОО «Нефтехим LTD» при норме озеленения 40 процентов территории фактически засажено только 0,75 процента, на «Ангрессор-Энерго» при той же норме этот показатель равен 1,15 процента, на ТОО «Богатырь Комир» фактическое озеленение 1,9 % при норме 60. Наибольший процент озеленения показало АО «Каустик», где из запланированных 40 озеленено 12,3 процента территории.

– При подготовке к общественному совету участники мониторинга решили отследить динамику улучшения ситуации. По полученным данным, только ПНХЗ высадил этой осенью 17 тысяч деревьев и имеет пятилетний план дальнейшего озеленения санитарно-защитной зоны, – констатировала чиновница.

По её словам, результаты проведённого мониторинга легли в основу рекомендаций по озеленению.

– Сейчас готовятся рекомендательные письма на каждое предприятие, и наш департамент готов оказать помощь в составлении планов озеленения санитарно-защитных зон. Все наши последующие проверки будут проводиться с учётом полученных результатов, – сказала Ирина Сорокина.

Не тех проверяли

Участники общественного совета сошлись во мнении, что в создавшейся ситуации есть недоработка со стороны департамента экологии. Как справедливо заметили общественники, госструктура обладает достаточными контрольными функциями, чтобы улучшать экологию региона. А на деле всё получается далеко не так. К тому же сотрудники департамента сами находятся в списке нарушителей.

Отмечая низкую эффективность работы департамента экологии, прокурор Павлодарской области Кайрат Абдиханов в числе основных причин назвал некачественное информирование, безответственное отношение должностных лиц к своим функциональным обязанностям и грубое игнорирование действующего законодательства.

– Незаконные предоставления разрешений на эмиссии в окружающую среду, виновные лица не привлекались к административной ответственности, особенно к возмещению ущерба, причинённого окружающей среде, – сказал К. Абдиханов. – Необоснованным проверкам подвергались субъекты малого и среднего бизнеса, а предприятия с высокой степенью риска, напротив, оставались вне поля зрения департамента. По всем этим фактам нами внесено представление министру экологии.

По его информации, документ уже находится на рассмотрении. К слову, в ходе совещания участники общественного совета отметили своевременность и важность нового Экологического кодекса, который обещает ужесточить требования к нормативам эмиссий для предприятий первого класса опасности.

ОВОС не пронесЁт?

Новый документ предлагает отойти от тотального экологического регулирования и сфокусироваться на крупнейших предприятиях-загрязнителях. По информации руководителя управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов области Кадылжана Сатиева, основным направлением экологического законодательства станет принцип «загрязнитель платит». К примеру, по действующему Экологическому кодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) применяется практически ко всем предприятиям, вне зависимости от уровня воздействия на экологию. По данным специалистов, подобный подход считается малоэффективным и нецелесообразным. Новый Экокодекс предлагает применять эту норму опять же только в отношении крупных загрязнителей, таким образом, внимание будет сконцентрировано на действительно экологически опасных объектах, что позволит повысить качество ОВОС.

Для предприятий–загрязнителей будут действовать комплексные экологические разрешения. По сравнению с обычным экологическим разрешением этот документ выдаётся не просто для определения нормативов эмиссий, а с учётом конкретных мер и требований, в том числе по управлению отходами, энергетической и ресурсной эффективности, готовности к чрезвычайным ситуациям, условиям ликвидации. Главным отличительным признаком комплексного экологического разрешения станет необходимость внедрения наилучших доступных технологий по аналогии со странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития. Комплексные экологические разрешения будут обязательны для всех новых и реконструируемых предприятий.

Особенностью нового Экокодекса называют и обязательное внедрение предприятиями первой категории автоматизированных систем мониторинга эмиссий «на источнике» с передачей данных в систему уполномоченного органа в режиме реального времени.

По словам Кадылжана Сатиева, введение требования об автоматизации экологического мониторинга повысит уровень прозрачности деятельности предприятий, обеспечит объективность данных и станет ещё одним шагом к реализации политики цифровизации экономики. В проекте документа предлагается пересмотреть и систему взимания и ставок платежей за эмиссии. Предполагается, что с внедрением нового Экокодекса административный штраф за загрязнение экологии вырастет в среднем в десять раз. По предварительной информации, документ планируется внести на рассмотрение в Парламент республики уже в декабре этого года.

 

Анна УРАЛОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz