В частности, на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при областной палате предпринимателей под председательством Нурлана Набиева участники рассмотрели обращение директора ТОО «Автокомбинат» Александра Панченко. Предприниматель пожаловался, что из-за отсутствия контроля со стороны госорганов водители малых автобусов нарушают интервалы движения и увозят из-под носа автобусников большую часть пассажиров.

Претензии были обращены к региональной инспекции транспортного контроля и отделу автомобильного транспорта и пассажирских перевозок города. Как оказалось, в компетенцию обоих госорганов вопрос не входит.

Несмотря на имеющиеся жалобы и нездоровую конкуренцию, заведующий сектором автомобильных дорог и пассажирского транспорта Марат Асылбеков отмечает, что ситуация нагнетается искусственно, и самого конфликта интересов нет.

– У нас из 33 автобусных маршрутов только 12 относятся к автобусам малого класса. Говорить однозначно, что перед большим автобусом всегда стоит автобус малого класса, неправильно. Это недостоверная информация. Когда проводили оптимизацию маршрутной сети, исключили порядка 400 маршруток. Взамен у нас появились автобусы малого класса, их перевели с центральных улиц на второстепенные, – отметил М. Асылбеков.

Однако Александр Панченко в ответ привёл свои аргументы.

– По действующим правилам перевозок пассажиров и багажа городской общественный транспорт должен двигаться по установленным маршрутам и времени. Этого в городе нет. Автобусы малого класса должны занимать в маршрутной сети не более 30 процентов и ездить не на напряжённых маршрутах. Это требование тоже не соблюдается. Автобусов малого класса сейчас по городу 350, их надо сократить как минимум ещё на 30 процентов. Пенсионеров и льготников сегодня возим мы, автопарк №1 и трамвайное управление. Я просто подсчитал, что за год мы все перевозим пенсионеров на 470 миллионов тенге, льготников ещё на 375 миллионов. А нам возмещают всего 300 миллионов тенге. Автобусы малого класса не перевозят льготников, они зарабатывают деньги на платежеспособных пассажирах, а мы терпим убытки, – посетовал А. Панченко.

Предпринимателя поддержал и председатель областной палаты предпринимателей Ербол Арынов.

– Сегодня вопрос стоит в создании справедливой конкуренции и равных условий для перевозчиков общественных пассажирских перевозок. Есть непонимание между перевозчиками, и мы должны эту ситуацию разрешить. Почему малогабаритный автобус должен идти и собирать людей, а большие – страдать от этого? Есть правила, водители должны их соблюдать и быть добропорядочными конкурентами.

На стороне крупных автопарков выступил и руководитель ассоциации транспортников Василий Рудаков, сообщивший, что большая часть автобусов малого класса не оборудованы системой GPS, что тоже, по его словам, считается нарушением.

В ответ Марат Асылбеков заявил, что сейчас большинство перевозчиков переходят на систему автоматического контроля. В ближайшее время любой пассажир сможет отследить движение транспорта с помощью мобильного приложения на сайте go2bus-pvl.kz. В настоящий момент в эту систему включены только трамваи и автобусы большого класса.

– До января 2020 года ею будут пользоваться все автобусники. Это требование времени и населения, и оно обязательно будет выполнено. Относительно ситуации на рынке перевозок еще раз заявляю, на сегодня она стабильная, и конфликтов интересов между владельцами автобусов малого и большого классов нет, – отметил М. Асылбеков.

В ходе дискуссии участники совета говорили о санитарном состоянии городских автобусов, невыдаче билетов, непрозрачности доходов транспортников. Как отметил Марат Асылбеков, эти проблемы решатся с введением электронного билетирования.

Не остался без внимания и вопрос недостаточности дотаций за льготные перевозки. По словам перевозчиков, сумма компенсации, которую они получают из бюджета, не покрывает всех затрат и требует пересмотра.

– Оплата производится по семи категориям, но она недостаточна. Это все признают, в том числе и ревизионная комиссия. Несколько лет назад мы выплачивали 126 миллионов тенге, на сегодняшний день уже 335 миллионов, на 2020 год будет закладываться не менее 360 миллионов тенге, – сообщил М. Асылбеков.

Предвидя возмущение оппонентов, чиновник напомнил, что согласно действующему законодательству перевозчики обязаны возить льготные категории, установленные местными исполнительными органами.

– Здесь государства в государстве быть не может. Решение местных исполнительных органов должно исполняться. Перевозка льготных категорий – одно из основных требований городских пассажирских перевозок, – парировал Марат Асылбеков.

Видя некоторую конфронтацию между чиновником и перевозчиками, участники совета решили вернуться к вопросу повышения дотаций ещё раз.

 

Анна УРАЛОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz