Любовь с первого взгляда

Она говорит, что влюбилась в куклу Снежку с первого взгляда и довольно быстро овладела секретами ее изготовления. И даже стала автором некоторых собственных «секретов». Хотя, если бы кто-то взглянул на традиционное резюме мастерицы, где принято указывать образование, наверное, трудно было бы предугадать её на первый взгляд невзрослое увлечение. У Ольги Шмалюк несколько образований – металлургия, юриспруденция, преподавание английского языка. В общем, довольно нестандартный набор.

Говорит, в школе очень увлекалась физикой, а в семье стало традицией обязательно получать техническое, инженерное образование. Это и повлияло на первый выбор профессии. Некоторое время она даже работала на электролизном заводе, пока её не «качнуло» в другую строну – юрис­пруденцию. К получению второго диплома она решила, что, пожалуй, английский привлекает её больше, и поступила в магистратуру именно по этой специальности. Английским Ольга тоже увлекалась со школьной скамьи, и по большому счёту не оставила его и сегодня – даёт индивидуальные уроки языка.

Но и рукоделием девушка занимается с детства, всегда любила шить, мечтала зарабатывать своими руками. Даже вроде выбрала направление по душе – стала шить мягкие бортики для детских кроваток, которые сегодня пользуются большим спросом, но потом обнаружила, что в Павлодаре это довольно раскрученное направление, в котором работает немало опытных и, главное, успешных мастериц. Желание делать что-то своими руками и делиться своими изделиями с людьми не оставляло Ольгу, она не прекращала поисков, шарилась в интернете на различных сайтах, пока не наткнулась на Снежку. Тут-то её и поразила любовь с первого взгляда.

Подвинься, Тильда!

Текстильные интерьерные куклы сегодня очень популярны, их существует множество разных видов. Самая известная – Тильда, которую придумала норвежка Тоне Финнангер. Сейчас это настоящий бренд. История Снежки связана с этой куклой, которой насчитывается не один десяток лет.

Как и у Тильды, у Снежки есть собственный автор – это российский дизайнер Татьяна Коннэ. Когда-то она сама запала на Тильду, увлеклась изготовлением этих уютных домашних кукол, но со временем поняла, что у заграничной тряпичной девушки есть несколько недостатков. Ну, например, «бесхребетная» Тильда абсолютно не способна держаться на ногах. Вся она какая-то длинная, мягкая, расслабленная. Да и наряды у неё простоваты. Дизайнер стала разрабатывать свою куклу, и вскоре появилась Снежка. Первые свои изделия Татьяна Коннэ представила в 2007 году. Успех Снежки был просто ошеломительным. Хотя кое-что общее с Тильдой у неё осталось. Например, как и ее старшая подруга, Снежка имеет на своем мягком личике только глазки. Как и у Тильды, у этой куклы мягкое тело, но более плотное и упругое благодаря основательной набивке современными синтетическими материалами. Но у Снежки совсем другой силуэт, форма головы, рук и ног, более изысканные наряды и аксессуары. Но главное – Снежка твёрдо стоит на ногах.

Вообще ноги Снежки и сделали её знаменитой. Часто эту куклу называют «большеножкой» или «толстоножкой». Но второе неверно. Ножки совсем не толстые, просто у неё достаточно большие и широкие ступни, благодаря которым она и получила устойчивость.

Между прочим, большинство мнений по поводу происхождения имени куклы сходится на том, что оно появилось благодаря ногам. Бигфут, или «большая нога», – одно из названий снежного человека. А кукла – снежная девочка, или Снежка. Некоторые считают, что, возможно, девочку когда-то называли Снежаной. А кто-то объясняет её имя снежными российскими зимами с морозами, который подарил кукле красивый розовый румянец, считающийся одним из обязательных атрибутов Снежки. В общем, версий много. И все они являются вполне неплохим объяснением появления такого нежного имени.

Как бы то ни было, новая кукла быстро приобрела популярность в самых разных странах мира и уверенно потеснила в списке первых кукольных красавиц свою соперницу Тильду, хотя, наверное, и не опередила её. По крайней мере, на сегодняшний день. Ольга Шмалюк убеждена, что Снежка куда симпатичнее конкурентки, которая чем-то напоминает мастерице тряпичную бабу для чайника.

Выкройка выкройке рознь

Когда Ольга просмотрела множество материалов об этой кукле, она скачала из сети одну из выкроек и взялась за дело. И хотя кукла вышла достаточно аккуратной и без каких-либо видимых недостатков, швея не была удовлетворена результатом. Позднее купила по интернету более подробную и точную выкройку куклы, и всё равно внесла в неё свои коррективы. Она считает, что такие коррективы неизбежно вносит каждая мастерица. Не меняя ничего кардинально, делает покрой и сборку деталей более точными и удобными, возможно, немного меняет форму. Например, Ольга кроит голову для Снежки по собственным лекалам. Говорит, что со стороны это незаметно, но форму головы она немножко изменила. Сегодня девушка уже набила руку и с шитьем куклы управляется более ловко и быстро, чем прежде.

На одну куклу у неё может уйти от нескольких дней до пары недель – все зависит от сложности работы и от наличия необходимых материалов. Ольга научилась распределять работу. Если раньше могла сшить куклу за сутки, посвящая всё время и силы только ей, то теперь она разбила весь процесс на несколько этапов. Говорит, что сначала возмутился её полным погружением в шитьё муж, который считал, что она совершенно забывает о себе – обычной повседневной жизни, отдыхе и здоровье. Вскоре Ольга поняла, что он прав. Вообще она рада, что супруг поддерживает её увлечение. Она прислушивается к его мнению, его советам, считая, что со стороны какие-то недостатки в создаваемом образе заметнее. А если надо, то он может отправиться по магазинам в поисках синтетического пуха – материала для набивки.

Первую куклу Ольга так и оставила у себя. Никаких имен она своим малышкам не дает. Во-первых, ей это как-то и не приходило в голову. А во-вторых, она убеждена, что имя кукле должен дать ее владелец. С момента изготовления первой Снежки прошел год, за этот срок она создала больше двадцати кукол. В среднем получается по две куклы в месяц. На самом деле всё не так однозначно. Бывает, в месяц поступает несколько заказов, а бывает, что и ни одного. Наплыв заказов отмечается перед праздниками – перед Новым годом и 8 Марта прежде всего. Говорит, что и одевает своих кукол она обычно соответственно – зимой пользуется тканями холодных оттенков с соответствующим рисунком – снежинками, допустим. А весной это цветочный принт с преобладанием пастельных или, наоборот, ярких, праздничных красок. В шубы она своих красавиц не наряжает, но часто Снежек одевают в пальтишки, куртки, плащики. Кто-то вообще считает пальто обязательным атрибутом. Хотя на самом деле это не так.

Шик, блеск, красота!

Вообще Снежку можно назвать законодательницей кукольной моды. Одежда – одна из фишек этой куклы. Роскошь и изящество, тонкий вкус – вот основные составляющие её стиля. Используется множество красивых аксессуаров, на что идут кружева, бусины, искусственные цветы-украшения и многое другое. Это для особых нарядов. Снежка может быть одета и в простую, но обязательно стильную одежду.

Чтобы обеспечить своих кукол достойным гардеробом, Ольга заказывает лучшие ткани и фурнитуру в специальных магазинах. Там же она приобретает обувь и сумочки, если необходимо. Кстати, обувь – тоже особый атрибут. Это могут быть кеды, туфельки, ботинки или полусапожки – что угодно, лишь бы сочеталось с нарядом. Иногда мастерица и сама становится обувщиком.

Она вообще старается сделать практически всё собственными руками – от самой куклы, для шитья которой приобретает лучший трикотаж производства Нидерландов, до разных деталей её туалета. Например, сама вяжет своим куклам шапочки и шарфы. Говорит, азам вязания когда-то её научила мама, но настоящим увлечением оно не стало. А Снежка заставила её заняться этим видом рукоделия вплотную. Многое девушка опять почерпнула из интернета. Вяжет своим «девочкам» она и игрушки – зайчат, медвежат и прочее. Например, недавно отправила в Санкт-Петербург сделанную на заказ куклу, которая стала ее любимицей, потому что чем-то напоминает старинную фарфоровую английскую куклу – изящную, с локонами, с игрушечным медвежонком в руках.

Кому это надо?

Сегодня Ольга не решается назвать это дело своим бизнесом, хотя и реализуются куклы через ИП её родителей, обязательно снабжаются чеком, всё как положено, но масштабы производства пока остаются скромными. Некоторые считают, что самодельная кукла не может стоить таких денег (до 10 тысяч тенге, в зависимости от размеров и материалов, которые составляют основную часть стоимости), но многим такие куклы нравятся. Часто их берут на подарок для близких людей. Нередко заказывают «портретную» куклу, которая изображала бы конкретного человека. Конечно, сходство получается условным – цвет и длина волос, стиль одежды, но сама мастерица любит, чтобы её фантазию ничто не ограничивало. Между прочим, есть куклы-мальчики, хотя их заказывают реже. Ольга сшила только четыре такие куклы. Последний составлял пару девочке – кукол дарили молодым супругам, отмечающим первую годовщину свадьбы. Сегодня в стиле «большеножек» делают и зверушек – зайцев, мишек, лошадок. Ольга собирается взяться и за них. Большая часть её кукол остаётся в Павлодаре, но некоторых заказывают и в других странах: куклы павлодарской мастерицы есть и в России, и в Германии.

…Тильду и Снежку объединяет одна общая черта – у обеих на лицах обозначены только глаза. Между прочим, в старину часто кукол, предназначенных для детей, делали без лиц. Это уберегало игрушку от опасности, что в неё вселится злой дух и начнёт вредить людям. Мастера говорят, что кукла без лица не выражает эмоций. Она как бы принимает те эмоции, которые испытывает сама хозяйка. Если ей грустно – кукла печалится вместе с ней, если хозяйке весело, радуется и кукла. Ольга тоже придерживается этой теории. А ещё она садится за шитьё обязательно в хорошем настроении, чтобы кукла была заряжена положительной энергетикой и несла только добро.

irstar.kz