Все больше предпринимателей переходят на электронный вариант торговли. Интернет-технологии удобны как для покупателей, так и для продавцов. Потребитель не выходя из дома через интернет может быстро изучить весь имеющийся ассортимент предлагаемых товаров и заказать их.


При этом с возникновением данной сферы услуг появились и интернет-мошенники.


Например, покупатель решил заказать через интернет-магазин рыболовный комбинезон. Ознакомившись с рекламой, изучив все качественные характеристики продукции, сделал заказ. Потребителю звонит консультант и детально оговаривает свойства товара, более того, покупателю обещают подарок. Он, конечно, соглашается. (Пунктом 5 статьи 395 ГК РК содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). По закону сделка правомерна.


Через несколько дней покупателю на телефон приходит сообщение, что товар можно получить на почте. Он оплачивает посылку и обнаруживает, что она не соответствует заказу: не тот размер, цвет, качество, то есть данный товар имеет существенные недостатки и не обладает необходимыми свойствами. На основании Закона РК от 4 мая 2010 года №274-IV «О защите прав потребителей» права потребителя грубо нарушены.


Покупатель звонит консультанту, который уверял, что в случае чего он без проблем решит все возникшие вопросы. Но в ответ слышит, что с ним общается лицо, которое осуществляет только доставку, и ничем помочь не может.


Попытки узнать через почту, кто является получателем денег, заканчиваются ничем, так как данные отправителя и его адрес (не существующий как таковой) фиксируются только со слов отправителя и ничем не подтверждаются.


Отправленные деньги продавец получит по предъявлению удостоверения личности, при этом почтовый офис отказывается выдать персональные данные контрагента. Данную информацию почта может выдать только по запросу правоохранительных органов.
Департамент в таких случаях советует обратиться в полицию по факту обмана и мошенничества.


Прежде чем совершить покупку, соберите информацию о продавце. Если интернет-ресурс намерен работать долго и добросовестно, в разделе «Контакты» будут указаны точный почтовый адрес, несколько номеров телефонов, факс, данные по банковским счетам, свидетельство о постановке на учет, отзывы клиентов.


Проверьте условия оплаты заказа. Если покупка товара через интернет требует его полной или частичной предоплаты, все во многом будет зависеть от добросовестности владельца магазина, который, получив деньги, может не выслать товар или же выслать, но ненадлежащего качества или несоответствующего типа. Никаких письменных договоров между продавцом и покупателем, кассового чека или иного подтверждения покупки нет, значит, нет гарантии получения товара или его возврата. В случае невыполнения продавцом обязательств покупателю достаточно сложно отстоять свои права в суде.


Активные пользователи услуг интернет-магазинов советуют снять на видеокамеру момент распаковки товара, внутри посылки может оказаться не то, что было в каталоге. При наличии видео покупателя не обвинят в подмене товара.


Стоит отметить, что порядок осуществления электронной торговли регулируется законами РК «О защите прав потребителей», «О регулировании торговой деятельности», Правилами осуществления электронной торговли. Данными актами регламентируются права потребителей, в том числе право на получение полной достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце, порядке обмена и возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.


А. КУЛАГИНА, 
главный специалист отдела по защите прав потребителей департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Павлодарской области.

irstar.kz