«Звезда Прииртышья» уже рассказывала о том, как этот паровоз, выпущенный в 1945 году и приписанный к Павлодарскому отделению железной дороги, покинул его, по архивным данным, 20 марта 1961 года, когда отделение полностью перешло на тепловозную тягу.

 

Этот паровоз – четвёртый из серии паровозов, использовавшихся с начала создания железных дорог в Российской Империи, был разработан группой инженеров во главе с конструктором Львом Сергеевичем Лебедянским и выпускался в 1945-1954 годах Коломенским вагоностроительным заводом. А в 1947 году группа Лебедянского за эту разработку была удостоена Сталинской премии.

 

Железнодорожники называли этот локомотив по фамилии конструктора «Лебедянка». И официальная литера «Л» – это первая буква создателя паровоза. «Лебедянка» была не только мощнее всех своих предшественников, но и экономичнее: паровоз мог тянуть состав с грузом в четыре тысячи тонн. Сам же он, кстати, весит 103 тонны.


Местом его вечной стоянки и стал перрон железнодорожного вокзала. На торжество по случаю официального открытия памятника были приглашены ветераны Павлодарского отделения дороги, нынешние работники филиала АО «НК «Қазақстан темiр жолы» – госпредприятие «Павлодарское отделение дороги», партнёры павлодарских железнодорожников. С приветственным словом к собравшимся обратился директор филиала Д.М. Нигметов, поздравивший всех с этим событием и подчеркнувший, что установка паровоза-памятника приурочена к знаменательным событиям: 65-летию Павлодарского отделения железной дороги, 95-летию станции Павлодар и Дню столицы.


Инициатива же установить такой памятник в нашем городе принадлежит ветерану-железнодорожнику, много лет возглавлявшему Павлодарское отделение дороги, в те годы крупнейшее в СССР, члену консультативного совета Национальной компании «Қазақстан темiр жолы» А.С. Саркыншакову.


Проект был не столь уж простым. Паровозов этой серии в республике сохранилось всего два: один – на студии «Казахфильм», где он время от времени используется в съёмках кинофильмов, и второй – в Алматы, в сильно изношенном состоянии, ведь он не использовался более полувека.


Аби Саркыншакович обратился к руководству НК «КТЖ» с просьбой передать его в Павлодар в качестве памятника-экспоната, ведь и сегодня наше отделение, обеспечивающее треть общих перевозок грузов в Казахстане, остаётся крупнейшим в стране. Это предложение было поддержано как руководством компании, так и руководством павлодарского филиала.


Непросто было доставить локомотив-ветеран из Алматы. Локомотивная бригада вела его на место вечной стоянки с предельной осторожностью, с локомотивами впереди и сзади, со скоростью не более 20-25 километров. Поэтому путь занял две недели. А уже здесь его отчистили, отмыли, отреставрировали, привели в надлежащий вид. И на торжественном открытии паровоз-труженик в свои 73 года выглядел как новенький.


Прозвучали слова благодарности всем, кто помог его восстановить, партнёрам филиала за сотрудничество. Железнодорожники за свой труд получили Почётные грамоты, а партнёры – благодарственные письма и уменьшенные копии паровоза-ветерана.


Участники торжества затем охотно фотографировались у локомотива-памятника. Заметим, что это уже второй необычный экспонат, подаренный городу Павлодарским отделением дороги. В Музее боевой славы под открытым небом установлен несколько лет назад грузовой вагон, обнаруженный А.С. Саркыншаковым на станции Тузкала настолько обветшавшим, что стоило немалых трудов доставить его в Павлодар. В таких крытых вагонах когда-то не только возили грузы, но и переделывали их в теплушки для солдат Великой Отечественной войны. Привели его в надлежащий вид, превратив в памятник, специалисты Павлодарского отделения дороги.


А торжество по случаю установки паровоза, ставшего памятником, завершилось праздничным дастарханом, устроенным руководством филиала для ветеранов.

 

Юрий ПОМИНОВ.
Фото Владимира БУГАЕВА.

 

irstar.kz