Как исток реки, поначалу не столь заметный, но постепенно набирающий сильное полноводное течение, так и некоторые события по прошествии времени обретают важнейшее значение для целых государств и народов.

Они несут в себе зерно изменений, затрагивающих фундаментальные основы общества. В прошлом много примеров, когда из-за стечения обстоятельств происходили масштабные общественные катаклизмы, уходили в небытие вековые цивилизации и культуры. И лишь выдающиеся личности, авторитет которых признан народом и апробирован реальными делами, могут удержать и направить ход истории в конструктивное русло. Такие государственные деятели способны взять на себя этот поистине огромный груз ответственности перед собой и обществом и до конца выполнить свою высокую миссию.


Нурсултан Назарбаев – именно тот лидер, который смело вступил на этот непростой и полный вызовов путь, встав во главе высшего руководства Казахской ССР на излете существования Советского Союза. Произошло это ровно три десятилетия назад – 22 июня 1989 года, когда на XV Пленуме Центрального комитета Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев был избран первым секретарем республиканской партийной организации. Как показали годы, это избрание стало своего рода прологом к тем будущим грандиозным свершениям, осуществленным под умелым руководством Елбасы. Они в итоге привели к рождению независимого Казахстана.


Каким образом это произошло, чем было обусловлено, и почему выбор тогда остановился на личности Нурсултана Назарбаева – об этих непростых моментах я хотел бы поделиться своими мыслями. И говоря о тех сложных перипетиях, просто невозможно рассматривать их вне общего исторического контекста и всей взаимосвязанности происходившего.


В те годы Казахстан развивался в условиях Советского государства на правах союзной республики. Впрочем, несмотря на этот высокий статус, все нити управления сходились в союзном центре – Москве, где принимались ключевые решения и откуда исходили директивные указания на места. Безуспешной попыткой модернизировать Советский Союз, направить развитие на новые рельсы стала перестройка, инициированная Генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Она вызвала большие надежды и ожидания на лучшее во всей стране, в том числе и у нас, в Казахстане. Но пробуксовка реформ и неэффективность руководства вызывали все большее недовольство, а то и возмущение людей, впервые вышедших на массовые митинги и забастовки. Усугубляющиеся противоречия между Центром и республиками не находили действенных решений. Поэтому 1989 год стал для Советского Союза годом начала «парада суверенитетов», подъема митинговой и забастовочной стихии, обострения межнациональных отношений, вылившихся затем в ожесточенные кровопролития и конфликты.


В отношении же Казахстана Центр, пытаясь избежать негативных повторов, старался теперь подобрать на пост главы республиканской партийной организации кандидатуру из числа местных руководителей. Уже тогда имя Нурсултана Назарбаева было на слуху в республике и не только. Выходец из рабочей среды, он как никто другой понимал нужды простых людей, начав свой трудовой путь с «огненной» профессии металлурга. Активный, постоянно стремящийся к новым знаниям, неравнодушный ко всему, что его окружало, будь то вопросы производства или социальных условий, Назарбаев был в самой гуще общественной жизни.

Пройдя все ступени комсомольской и партийной работы, он к моменту описываемых событий за своими плечами имел серьезный руководящий опыт на постах второго секретаря Карагандинского обкома партии, секретаря ЦК Компартии Казахстана по промышленности, транспорту и связи, председателя Совета Министров Казахской ССР. Иными словами, досконально разбирался во всех аспектах социально-экономической жизни республики, знал положение дел в каждой области и на каждом конкретном предприятии. В то же время, обладая стратегическим видением, представлял картину экономического развития как республики, так и страны в целом. Как подчеркивали многие, его отличали деловой стиль руководства, конкретика и стремление всегда помочь в решении проблем.


Именно Нурсултан Назарбаев стал тем кандидатом, чей интеллектуальный потенциал, жизненный и профессиональный опыт в сочетании с мощными лидерскими качествами как нельзя полно соответствовали духу нового времени. Как показывает история, на разных этапах развития в обществе возникает глубинный запрос на определенный тип государственного лидера. Для Казахстана как воздух нужен был руководитель нового поколения, для которого были бы превыше всего общественные интересы, искренне болеющий за дело, способный увлечь и вести за собой.


Уникальными свидетельствами духа того переломного времени и веры в ориентиры, обозначенные Елбасы, стали письма и обращения, которые поступали ему со всех уголков Казахстана и других республик в период 1989–1990 годов. Они были порой эмоциональными и резкими, но вместе с тем выражали искреннее доверие и надежду на перемены. Документы, истребованные из Архива Первого Президента – Елбасы для подготовки статьи, тому яркое свидетельство. Можно понять, почему особенно много таких писем было из Семипалатинского региона. Ведь именно здесь проблемы экологии, здоровья населения, вызванные испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне, были особенно актуальными. Криком души можно назвать эти послания, которые, отзываясь болью в сердце, побуждали помочь своему народу, пострадавшему от этого страшного зла. Так, жители Абайского района Семипалатинской области Т. Слямбеков, Х. Битербаев писали: «Поднимая темы ответственности тех должностных лиц и ведомств за преступные эксперименты над людьми, компенсаций за утраченное здоровье… мы, еще остающиеся в живых никому не нужные больные старики, обращались во многие инстанции, вплоть до М.С. Горбачева. Но и поныне остаемся наедине со своей трагедией. Помогите!» Лейтмотивом многих обращений было возрождение языка и культуры, духовных потребностей народа, которые на протяжении десятилетий подавлялись и не находили своей полноценной реализации. Эти письма отражали процесс динамичного развития национального самосознания, поиска национальной идентичности. Так, мыслями о наболевшем делились Б. Аймагамбетов, Н.  Наурызгалиев, Ж. Куткужиев из Гурьева (современный Атырау): «Телевидение и радио по-прежнему очень мало вещают на казахском языке. Крайне низок объем и уровень пропаганды культуры родной речи». По их мнению, казахскому языку должен быть присвоен статус государственного в Казахстане.


Авторы посланий связывали с именем Нурсултана Назарбаева свои помыслы о подъеме республики, верили, что он приведет Казахстан к новому процветанию и прогрессу. Эта мысль звучала в письме И. Шокбарбаева из Шевченко (современный Актау): «За последние 30 лет у казахов появился лидер, который снискал в Союзе и республике авторитет, влияние деятеля, имеющего возможность защищать наш язык, культуру, искусство, историю, а значит, Родину – тех людей, которые живут в стране от границ Китая до Каспия». Как и другие авторы, он обращался к Елбасы с просьбой «решить наши национальные вопросы без человеческих жертв и гражданских войн».


Как я уже говорил, такая широкая известность, перспективность Назарбаева нравились далеко не всем. Эти разные силы плели интриги, стремясь «отстрелять» с дальней позиции кандидатуру Назарбаева. Они организовали целую кампанию, целью которой было одно: очернить, дискредитировать, сломить Елбасы. Мы, в то время сотрудники аппарата Центрального комитета, понимали и знали, насколько ему трудно, глубоко переживали за него. Ведь было очевидно, что лишь Назарбаев наиболее подходит на пост первого руководителя республики.


Необходимо отметить, что Назарбаев к тому моменту перерос уже уровень руководителя экономической сферы одной из республик, представляя собой политическую фигуру с мышлением общесоюзного масштаба. Об этом свидетельствует его четкая идейно-политическая программа, с которой он энергично и убедительно выступил в мае того же 1989 года на I съезде народных депутатов СССР.
Она состояла из взаимосвязанных 12 позиций, охватывающих экономический и общественно-политический блоки. Все эти положения имели обоснованный и актуальный характер, исходили из коренных интересов республики, нужд и чаяний граждан Казахстана.
Кандидатура Нурсултана Назарбаева наиболее соответствовала тому времени, которое требовало от руководителей компетентности, инициативы, железной воли и умения работать с людьми. Поэтому состоявшийся 22 июня 1989 года XV Пленум Центрального комитета Компартии Казахстана можно считать поворотным этапом в жизни Нурсултана Назарбаева и всей республики. Тогда на пленумах рассматривались наиболее важные вопросы внутрипартийной работы, политические и экономические проблемы.


В этот раз участникам пленума предстояло выбрать первого секретаря ЦК Компартии республики, в современном смысле – нового лидера Казахстана. В начале заседания Г.В. Колбин был освобожден от обязанностей первого секретаря и члена Бюро ЦК Компартии Казахстана в связи с избранием председателем Комитета народного контроля СССР.


Из слов выступившего первым члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС В.М. Чебрикова стало очевидно, что Центр извлек нужный урок из прошлого, посчитавшись теперь с точкой зрения местных партийцев. Отметив большой опыт работы на разных должностях, отличное знание местных проблем, он попросил поддержать рекомендацию об избрании первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.


Затем начались прения, в ходе которых выступили партийные работники, руководители предприятий, рабочие и аграрии. Каждый из них, конечно, по-своему характеризовал личность будущего главы Казахстана, выделяя присущие ему особые деловые качества и организаторские навыки, а главное, его высокие человеческие достоинства.


Все оценки и мнения, прозвучавшие на пленуме в адрес кандидатуры Нурсултана Назарбаева, не были потоком пустых славословий и откровенного елея, нередких для партийных форумов той эпохи. Откровенные и объективные, подкрепленные личным опытом совместной работы, взаимодействия в решении проблемных вопросов, они шли от души, от сердца. Все выступавшие сходились в одном: альтернативы кандидатуре Назарбаева не существует.


По прошествии лет Елбасы напишет: «Мне кажется, что именно на этом пленуме произошла консолидация кадров республиканской парторганизации. Получил я поддержку и тех, кого натравливали на меня еще год назад. Глубокую мою благодарность вызывает то, что в условиях полной свободы выбора эта поддержка была искренней».


На этом прения были завершены. За Нурсултана Назарбаева проголосовали за – 154, против – 4. Таким образом, абсолютным большинством голосов Назарбаев был избран первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Следует отметить, что впервые голосование проходило тайно.


Известно, что наш Лидер относится к тем политикам, которые созидают, обеспечивают стабильное и эволюционное развитие общества. И этот посыл уже тогда прозвучал в его выступлении: «Наше благополучие создается трудом каждого при организованности, дисциплине и строгом соблюдении законов. Надо помнить, что разжигание страстей, дестабилизация на руку тем, кто хочет помешать делу революционного обновления, и мы должны давать решительный отпор таким явлениям».


Как он отметил, выполнение этих задач возможно лишь при консолидации, налаживании диалога с обществом и поддержке всех социальных групп населения.


* * *


Сегодня, спустя 30 лет, вновь пересматривая те памятные письма, я могу с полным правом сказать: Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев сполна осуществил все то, о чем мечтали тогда казахстанцы. Нужно было обладать огромной смелостью и внутренним мужеством, чтобы бросить вызов советской военной машине и закрыть Семипалатинский ядерный полигон. Нурсултан Назарбаев выполнил эту архитрудную задачу, заслужив благодарность соотечественников и признание всего мирового сообщества. Внес значимый вклад в возрождение родного языка, культуры, сохранение и продвижение духовного богатства народа в XXI веке. Добился справедливости, восстановив права участников декабрьских событий.


Главное, стал отцом-основателем независимого Казахстана – страны с растущим благосостоянием и устремленной в будущее. В которой межнациональный и религиозный мир, взаимное уважение и дружба считаются ключевыми ценностями, краеугольными основами государственной политики. Это и есть триумф жизнеутверждающей воли Первого Президента – Елбасы, открывшего новые горизонты развития Казахстана.

 

Сауытбек АБДРАХМАНОВ, 
депутат Мажилиса Парламента РК, «Казахстанская правда».
Фото с сайта kazpravda.kz.

irstar.kz