В случаях возникновения сомнения у потребителя в весе, количестве, длине и иных параметрах товара продавец (изготовитель) обязан предоставлять возможность самостоятельно проверить указанные характеристики.

При обнаружении потребителем фактов обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение в отношении качества товара необходимо обратиться в органы полиции, в чью компетенцию входит рассмотрение подобных дел и привлечение к административной ответственности. Другими словами, вы можете вызвать сотрудников полиции. А чтобы подтвердить факт приобретения товара, можно снять фото или видео.

На основании статьи 18 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги). Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара. В Законе РК «О регулировании торговой деятельности», Гражданском кодексе РК, Правилах внутренней торговли нет ограничений на фотосъемку товаров.

Потребитель должен знать, что на основании статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавцу запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки.

Если будет доказан обман потребителя – обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, предусматривается административная ответственность по статье 190 Кодекса «Об административных правонарушении» Республики Казахстан, то есть штраф.

При повторном нарушении штрафы увеличиваются. В некоторых случаях (при значительном и крупном ущербе) магазин даже могут лишить лицензии на определенный вид деятельности, а также приостановить или запретить деятельность на определенный срок.

Теперь вам известно, какие существуют способы защиты прав потребителя. Применяйте это все на практике, будьте грамотным потребителем!

При нарушении ваших прав как потребителя вы можете обратиться в департамент по адресу: г. Павлодар, ул. Сатпаева, 136, каб. 412. Также позвонить по телефону «горячей линии» 8 (7182) 32-18-22.

 

А. КУЛАГИНА, главный специалист отдела по защите прав потребителей департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области.

irstar.kz