Вначале их было двое

В октябре прошлого года первой премьерной постановкой в театре стал спектакль «Sorry» по пьесе Александра Галина в постановке режиссера Игоря Меркулова. По словам Виктора Аввакумова, в сценическом искусстве пьеса «Sorry» относится к категории высшего актерского пилотажа, поскольку с ней могли бы справиться только артисты, обладающие достаточным мастерством и опытом, а потому роли в спектакле исполнили актеры Нина Белова и Денис Шмигель.

– Канва репертуара в этом сезоне выстраивалась так, чтобы мы могли охватить как можно больше проблемных вопросов, волнующих нашего зрителя, – говорит Виктор Аввакумов. – Спектакль «Sorry» стал необычным по составу, структуре и месту действия. Это хорошая возможность показать мастерство актеров, когда на сцене играют только два человека. Постановка заняла особое место в репертуаре нашего театра, поскольку в основном у нас идут спектакли, где заняты не менее 12-15 актеров. Зритель однозначно принял «Sorry», а после премьеры мы ставили его в репертуар практически каждый месяц.

Как отмечает Виктор Аввакумов, все восемь новых спектаклей теперь будут идти на чеховской сцене пять следующих сезонов.

Для чего театру касса?

– Виктор Валентинович, как вы определяете, что пришло время убирать спектакль из репертуара?

– Зритель – лакмусовая бумажка. Может возникнуть ситуация, что спектакль перестал быть ему интересен. Конечно, мы заглядываем в кассу. Прежде всего такая постановка больше не приносит дохода. Когда мы видим, что несколько месяцев прибыль от спектакля совсем низкая, то перестаем его играть. К примеру, постановка «Мастер и Маргарита» до сих пор интересна зрителю, хотя идет уже давно, но по-прежнему собирает полные залы. Сейчас мы даем его все-таки реже, поскольку Дмитрий Доморощенов учится в институте на режиссерском факультете, Анна Щетинина завершает обучение на актерском. Когда они уезжают на сессию, играть его, понятное дело, мы не можем.

В ноябре прошлого года на театральной сцене показали спектакль «Женитьба Пигдена, или №13» по пьесе английского драматурга Рэя Куни в постановке московского режиссера Юрия Бутунина. Как отмечает Виктор Аввакумов, эта работа уже была в репертуаре театра 15 лет назад и пользовалась большим успехом у публики. А потом актеры, занятые в этом спектакле, а именно Александр Дубинин и Эдуард Кокарев, уехали из Павлодара, и его перестали играть на чеховской сцене.

Про «обнажёнку» и крепкое словцо

В следующий раз вниманию публики режиссер Игорь Меркулов представил триллер с элементами фантастики по Алану Эйкборну «Дверь в смежную комнату». И надо сказать, два спектакля, показанные подряд, удивили зрителя откровенными нарядами артисток. Если в «№13» Татьяна Головатенко (Джейн Уорзингтон) предстает перед нами в откровенном ночном пеньюаре, то для «Двери в смежную комнату» Юлия Захарчук (девушка по вызову Пупэй) переодевается в облегающий латексный костюм и берет в руки инструменты для любовных утех. Надо отметить, что еще в нынешнем сезоне выпущены «Мандрагора» по Н. Макиавелли, «Мамуля» по С. Белову и «Однажды не в Америке» А. Ивановского.

– Почему в одном сезоне вы друг за другом ставите спектакли, где присутствуют не совсем свойственные чеховскому театру сцены? Значит ли это, что подобными образами героинь вы хотели привлечь больше зрителей?

– Акцент на таких вещах мы не ставили никогда. Посмотрите спектакли театров Москвы или Санкт-Петербурга, где обнаженному телу на сцене давно уже никто не удивляется. Пошлости или вульгарности у нас не было, но мы попытались показать то, о чем написано в произведениях этих авторов. Да, героиня «№13» оказывает определенный вид услуг, но спектакль совсем не об этом. На глазах у зрителя она «очищается» и растет. Давно ушло то время, когда зритель приходил в театр смотреть только на раздевание. Сегодня с этим везде большой перебор, в том числе и в высокохудожественных фильмах. Говорить можно о музыке в спектакле, костюмах, сценографии, и современный и подготовленный зритель не станет заострять большое внимание именно на этом.

– В то же время в комедии «Мамуля» по пьесе Сергея Белова вы, наоборот, попытались сгладить острые углы, поскольку автор не скромничает в выражениях, высказываясь достаточно смело, а порой даже неприлично. Почему ставить спектакль по тексту было недопустимо?

– Сергей Белов – хороший автор из Москвы, но там, по большому счету, в сценическом искусстве нет никаких запретов. Очевидно, что он написал это произведение, поддавшись такой тенденции. К слову, в Москве спектакль поставили бы именно так, как написано в пьесе. Конечно, это дело вкуса, и нужно знать своего зрителя. Для нашего театра, к примеру, это было бы слишком. Сегодня в современных пьесах нередко допускается откровенный мат, при этом сам автор может настаивать, чтобы он звучал и со сцены. Для своих спектаклей я такую пьесу никогда не возьму, даже если это будет гениальный автор!

Поставить «Дверь…» за миллион

Виктор Аввакумов отмечает: в нынешнем сезоне было интересно работать с фантастикой («Дверь в смежную комнату»), а еще использовать принцип театра «дель арте» (комедия масок – вид итальянского сценического искусства), который мы могли видеть в «Мандрагоре».

– А какой из спектаклей оказался в этом сезоне наиболее затратным?

– Самой затратной стала постановка «Дверь в смежную комнату», и обошлась она нам порядка одного миллиона тенге. Для декораций специально заказывались сварные металлические конструкции, а деревянные изделия мы изготавливали в собственном столярном цехе. В сезоне всегда есть такой спектакль, который обязательно потребует вложений, но зато потом придется экономить бюджет, чтобы его хватило на все запланированные постановки.

Не «Гамлет», а бомба!

В следующем, юбилейном 75-м сезоне Игорь Меркулов представит павлодарцам шекспировского «Гамлета». В театре говорят: его режиссерский подход позволит подготовить оригинальный спектакль. И, как обещает сам Виктор Аввакумов: «Это будет настоящая бомба!».

– Материал для следующего сезона собран достаточно серьезный, – говорит директор театра. – Каждый театральный сезон всегда отличается от предыдущего. Мы планируем поставить «Бешеные деньги» Александра Островского, «Странную приемную» Александра Найденова, а если ставить комедию, то это будет уже не Рэй Куни, а Мольер.

Отметим, что закрывается 74-й театральный сезон 8 июня спектаклем по Брэндону Томасу «Здрасьте, я ваша тетя!» в режиссерской постановке Игоря Меркулова. Его премьера состоялась на сцене чеховского театра в ноябре 2017 года.

 

Марина КИСЕНКО.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz