Вопросом, куда сдать отработавшие срок службы аккумуляторы, хоть раз в жизни задается любой автовладелец. До недавних пор водители особо не заморачивались и прямиком направлялись к ближайшему мусорному баку или на свалку. При этом людей не особо заботило, что опасные щелочи, кислоты и свинцовые соединения, содержащиеся в аккумуляторах, могут попасть в почву и нанести вред окружающей среде и здоровью человека. С ужесточением экологического законодательства в Казахстане вопрос утилизации старых аккумуляторов обострился. Павлодарская фирма ТОО «Тандем-В» к решению проблемы подошла со знанием дела, открыв цех по переработке старых батарей. И, как говорят на предприятии, это только начало.

Новый завод разместился в одном из цехов бывшего Павлодарского тракторного завода и оснащен самым современным оборудованием. Замкнутый цикл производства позволяет целиком перерабатывать отслужившие аккумуляторы и получать из них товарную продукцию.

Технологический процесс полностью автоматизирован. Пришедший в негодность автомобильный аккумулятор попадает на автоматизированную линию, где разбивается в дробилке. Измельченные части поступают на шнек-сепаратор, основная масса лома – свинец и пластик отделяются от электролита. Следующим этапом свинец и пластик отправляются на более мелкую дробилку, а затем доводятся до определенной фракции и тщательно промываются водой. В производстве применяется оборотная вода, которая после соответствующей очистки используется вновь. Электролит полностью нейтрализуется. Полученные фракции: очищенный пластик, дробленый свинец и свинцовая паста – после просушки фасуются в отдельные биг-бэги. Измельченный пластик идет на реализацию, а свинцовая паста и сам свинец отправляются на дополнительную переработку в плавильную печь, разогретую до 1200 градусов. Сначала выплавляется черновой свинец, который в дальнейшем доводится до нужной консистенции и чистоты. Готовый металл разливается в специальные формы. Полученные свинцовые слитки отправляются на продажу. Вес одного свинцового слитка достигает 40 килограммов. Выплавленный металл разливают и в специальные чушки. Каждая свинцовая чушка весит около одной тонны. В месяц завод выплавляет до 140 тонн свинца.

– Наше производство не только безотходное, но и экологически чистое. Мы приобрели рукавный фильтр, который позволяет полностью очищать воздух. То есть никаких вредных веществ ни в атмосферу, ни тем более в почву не попадает, – комментирует генеральный директор ТОО «Тандем-ПВ» Павел Горбачев.

Бывшие в употреблении аккумуляторы предприятие закупает как у частных компаний, так и у автовладельцев. Стоимость приема одного аккумулятора варьируется от 3 до 12 тысяч тенге и зависит от вида батарей.

– Автовладельцы должны понимать, что отработанные аккумуляторы нельзя просто отнести на свалку, как другой бытовой мусор, поскольку аккумуляторные батареи содержат в себе токсичные элементы и соединения. Чаще всего в качестве электролита используется серная кислота. Эти химикаты вредны для всего живого. Наиболее опасны свинец и его соединения. Попадая, к примеру, в почву, он накапливается и разрушает все живое. Такие вещества нужно правильно ликвидировать или перерабатывать, чем и занимается наш завод, – говорит бизнесмен.

Отметим, ТОО «Тандем-ПВ» занимается не только утилизацией отработанных аккумуляторов, но и реализацией новых, которые закупает напрямую у заводов-изготовителей. Им же сдает и готовый свинец.

– Работаем с заводами Курска, Елабуги и другими зарубежными партнерами. География обширная. Продукция пользуется большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мы на протяжении многих лет активно сотрудничаем с казахстанской компанией ТОО «Кайнар-АКБ». В этом году заключили договор с ТОО «Оператор РОП», организацией, курирующей утилизацию различных отходов в республике, выиграли тендер на получение дотаций. Кроме того, нас субсидирует фонд «Даму». То есть государство здесь не стоит в стороне и оказывает поддержку. Конечно, это большой плюс, – отмечает Павел Горбачев.

Добавим, павлодарская фирма «Тандем-ПВ» работает на рынке не первый год и имеет широкую сеть магазинов по реализации новых аккумуляторов в ряде городов Казахстана. При покупке автовладельцам предлагается сдать отработанные батареи, в этом случае покупателю предоставляется солидная скидка.

– На сегодняшний день наше производство закрывает потребность в утилизации автомобильных батарей в Павлодаре, Усть-Каменогорске и Караганде. В этом году выходим на мощность переработки три тысячи тонн аккумуляторов в год, или порядка 250 тонн в месяц. С расширением производства будем готовы охватить и Северо-Казахстанскую область, и центральную часть Казахстана. Таким образом, благодаря собственным силам, поддержке государства в лице «Оператор РОП» и фонда «Даму» наша компания с уверенностью смотрит в будущее, готова наращивать производство. В планах – увеличить годовой объем переработки до 20 тысяч тонн. Все возможности и ресурсы для этого есть, – сказал П. Горбачев.

 

Анна УРАЛОВА.

Фото Натальи ЗИНЧЕНКО.

irstar.kz