Цели достигнуты

В 2018 году Павлодарский нефтехимический завод, по данным, предоставленным пресс-службой АО «КазМунайГаз», переработал 5340 тыс. тонн нефти. На 2019 год запланированы поставка и переработка нефти в объеме 5400 тыс. тонн.

«В 2019 году ТОО «ПНХЗ» планирует переработать 5,4 млн. тонн сырой нефти согласно утвержденной АО «НК «КМГ» производственной программе. При этом выработка бензинов планируется в объеме 1,499 млн. тонн, дизельного топлива – 1,636 млн. тонн, авиатоплива РТ – 0,201 млн. тонн, мазута – 0,708 млн. тонн. Переработка нефти и производство нефтепродуктов на всех НПЗ Казахстана сбалансированы и покрывают потребности внутреннего рынка по всем нефтепродуктам», – сообщили в национальной компании в ответе на запрос издания.

Как следует из полученных данных, в планах на этот год увеличение производства бензина на 80 тыс. тонн, авиатоплива – почти в 3 раза. К слову, авиатопливо для реактивных двигателей марки РТ павлодарского производства покупают такие авиакомпании, как АО «QazaqAir», АО «Авиакомпания SCAT», АО «AirAstana», ТОО «КазМунайГаз-Аэро», авиакомпании ряда областей Казахстана, АО «Аэропорт Павлодар», международные аэропорты Астаны и Алматы и другие.

Тем временем реализация более качественного автомобильного топлива экологического класса К4 и К5 не вызвала заметного роста прибыли производства. В национальной компании отметили, что ПНХЗ осуществляет свою деятельность по процессинговой схеме, перерабатывает давальческое сырье.

«То есть прибыль от переработки нефти зависит от объёма поставляемой давальцами нефти. В свою очередь реализация нефтепродуктов напрямую зависит от потребления рынка, а переход на производство моторных топлив экологического класса К4, К5 не оказал существенного влияния на объемы реализации на внутреннем рынке», – пояснили в нацкомпании.

Как утверждают в АО «КМГ», спрос внутреннего рынка полностью покрывается по битуму с 2014 года, по дизельному топливу – со второй половины 2018 года. Между тем в Павлодарской области весьма востребовано зимнее дизтопливо. Однако пока ПНХЗ, получив большие возможности для диверсификации портфеля после модернизации технологий, не перешел к выпуску пользующейся спросом в северном регионе продукции. Тогда как Атырауский нефтеперерабатывающий завод с завершением модернизации уже приступил к его выпуску.

«Проект «Модернизация ПНХЗ» не предусматривал производство дизельного топлива зимних сортов, – сообщили в пресс-службе АО «КМГ». – Но в настоящее время прорабатывается вопрос налаживания производства путем депарафинизации на существующей установке гидроочистки дизельного топлива».

При этом производить дизтопливо, судя по производственной задаче от Минэнерго (как сообщал ранее отдел по связям с общественностью самого завода) и плану самого АО «КМГ» на 2019 год, будут на 100 тыс. тонн меньше, чем в 2018.

В соответствии с проектными данными

По данным пресс-службы АО «КазМунайГаз», Павлодарский нефтехимический завод и после модернизации продолжает работать исключительно на западно-сибирской нефти в соответствии с проектными параметрами, хотя ради этого пришлось предпринять определенные меры на уровне правительств сторон.

«Между РК и РФ заключено межправительственное соглашение, в соответствии с которым через территорию Казахстана производится транзит российской нефти (западно-сибирской) по маршруту Омск (РФ) – Прииртышск – Атасу (РК) – Алашанькоу (КНР). Этим соглашением предусмотрено обеспечение нефтеперерабатывающих заводов западно-сибирской нефтью путем замещения казахстанской нефтью на перевалочной станции Атасу. Объемы поставки определяются межправительственными договоренностями», – разъяснили в пресс-службе КМГ. То есть часть транспортируемой в Китай российской нефти заменяется казахстанской, в том числе для ПНХЗ.

Что до экспорта готовой продукции павлодарским заводом, то все полученные нефтепродукты за прошлый год остались на казахстанском рынке, за исключением 0,064 млн. тонн вакуумного газойля и серы, отгруженных в Российскую Федерацию.

Напомним, ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов кардинально изменилась после завершения модернизации всех трех НПЗ Казахстана. Казахстанские автолюбители и перевозчики, сельхозтоваропроизводители помнят, как трясло рынок в сезон уборочных работ из-за нехватки дизтоплива, и устанавливались доступные для регионов гарантированные объемы, как срывались авиарейсы в пик туристического сезона из-за нехватки авиакеросина, как периодически взлетали цены на автобензин, вводили талоны на АИ-80. Ситуация кардинально изменилась после завершения модернизации всех трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов – атырауского, шымкентского и павлодарского. Напомним, модернизация ТОО «ПНХЗ» стоила акционерам 895,5 млн. долларов.

В национальной компании подчеркивают, что все цели достигнуты: обеспечен выпуск моторного топлива экологических классов К4, К5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза; увеличен выпуск высокооктановых бензинов, возобновлено производство авиатоплива. А глубина переработки при плане 77,48 % достигла в 2018 году 78,56 %. В случае, если спрос на битум от ПНХЗ будет возрастать и увеличится объем его производства, глубина переработки нефти может достигать проектного показателя в 85 %.

Экология под контролем

Что касается природоохранного аспекта, производимая продукция в рамках требований Технического регламента Таможенного союза соответствует экологическому классу К4 (содержание серы не более 50 ppm).

В пресс-службе АО «КМГ» сообщили: «На качество выхлопных газов влияет содержание серы в товарном моторном топливе. Уменьшение содержания серы в топливе предусмотрено требованиями Технического регламента Таможенного союза 013/2011 и обеспечивается наличием технологий производства моторных топлив».

По данным специалистов, побочными продуктами внедрённых технологий являются серосодержащие газы, кислые технологические стоки, из которых производят серу. Строительство комплекса производства серы было необходимым, так как содержание серы в моторном топливе класса К4 в 10 раз меньше, чем в топливе, выпускавшемся до модернизации завода, и объем производства серы потребовал ее извлечения с помощью технологических решений. Так вот, новый комплекс производства серы позволил увеличить конверсию до 99,5 %, что фактически прекращает сжигание окислов серы на факелах. Основной потребитель гранулированной серы отсюда – КНР.

Разумеется, модернизацию производства без снижения его нагрузки на окружающую среду невозможно себе представить, и, по данным, предоставленным нам, в 2018 году сбросы загрязняющих веществ от ПНХЗ достигли 787 тонн, что ниже на 32 % в сравнении с 2017 годом.

При этом ТОО «ПНХЗ» – не только крупный работодатель региона, но и крупнейший налогоплательщик. Так, 50 % налоговых платежей, пополнивших городской бюджет за 12 месяцев 2018 года, поступило именно от ТОО «ПНХЗ», а это 25 265 млн. тенге.

Вопрос, получает ли Россия, будучи поставщиком (давальцем) сырья, готовые нефтепродукты от ПНХЗ, тоже не остался без ответа: «В настоящее время накопление бензинов наблюдается в целом по республике, но в Российскую Федерацию бензин с ПНХЗ не поступает».

 

Алтынгуль САГИТОВА.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz