Цифра, как говорится, зашкаливает. Тем более что, по сообщениям СМИ, в конце января – начале февраля в акимат пришло еще 70 идентичных жалоб. То есть получалось, что жители большей части многоэтажек областного центра зябнут в своих квартирах. Тогда аким города Ануар Кумпекеев решил лично проверить обоснованность обращений. По его поручению были созданы три рабочие группы, куда вошли представители жилищной инспекции, ТОО «Павлодарские тепловые сети» и КСК. Они посетили несколько домов, детский сад и гостиницу «Иртыш», то есть те объекты, на холод в которых жаловались люди. 

Обобщая этот рейд, заведующий сектором отдела жилищной инспекции Павлодара Нурлан Рашитов сказал в одном из интервью:

– Примерно в 30 процентах из этих 70 обращений факты недогрева подтвердились. Мы намерены объехать все адреса, указанные в жалобах, зайти в каждую квартиру, посмотреть и определить причину, по которой люди мерзнут. Если проблема со стороны тепловых сетей, то даем рекомендации монополисту, если недоработки внутренней системы отопления, то разбираться предстоит КСК.

Чтобы получить более полную картину прохождения отопительного сезона в Павлодаре, я обратился за разъяснениями к заместителю генерального директора ТОО «Павлодарские тепловые сети», главному инженеру Сергею Панихину. Тем более что он вместе с акимом города принимал участие в проверке жалоб на холод в квартирах. Нашу беседу мы начали с цифры 500 обращений в исполнительную власть.

– Давайте сразу сделаем разграничения, – начал интервью руководитель. – Большая часть жалоб, как показывает практика, приходится на период запуска и регулировки систем теплоснабжения в осенний период. Многие горожане не желают понимать того, что это только электроэнергию можно включить и отключить щелчком выключателя, а подача тепла – это процесс, требующий времени на выравнивание гидравлических режимов. Когда мы это выполняем, поток претензий резко снижается. Я не хочу сказать, что наше ведомство не имеет нареканий к своей работе (свои узкие места и проблемы мы знаем и планомерно исправляем), но давайте будем объективными в оценке жалоб на то, что в квартирах прохладно. Подготовка к отопительному сезону – это не только соответствующие мероприятия «Тепловых сетей», это ответственность КСК и владельцев жилья. Мы где-то с середины лета начинаем призывать председателей кооперативов собственников квартир и граждан промывать свои системы отопления (причем мы это делаем бесплатно). Но далеко не все откликаются. Я регулярно провожу встречи с руководителями КСК, чтобы обсудить наболевшие вопросы, но на эти мероприятия приходят 10-15 человек, причем одни и те же. А сейчас, особенно в морозы, все недоработки начали всплывать. Это я вам подтвержу примерами из рейда с акимом Павлодара. Была жалоба на то, что прохладно в детском саду №33. Проверили подачу тепла, оказалось, что температура в здании в пределах нормы. А «холод» создают однокамерные пластиковые окна, которые установили после ремонта. Это, замечу, не единичный случай и один из факторов того, что в помещении «свежо». По моему мнению, этот вид остекления не совсем подходит к нашим климатическим условиям.

Берем другие примеры. В доме №104 по улице Каирбаева нарушен гидравлический режим, и его надо отрегулировать. То же самое и по Торайгырова, 36. Здесь, по мнению жильцов и специалистов, немалая часть тепла теряется из-за магазина «Океан», который с квартирами на одной линии обогрева. Поэтому решено летом разделить потребителей. На Ткачева, 17 схожая ситуация. Этот дом конечный в ряде многоэтажных строений, подключенных к единой теплотрассе. На нем, к слову, мы накануне Нового года провели такую работу, а потом ударили морозы и кто-то начал вмешиваться в гидравлический режим, добавляя в свой дом тепло. В итоге на Ткачева, 17 вновь тепло не доходит в требуемых параметрах.

– Сергей Анатольевич, похоже, приведенные вами примеры не единичны?

– Вы знаете, я называю Павлодар городом энергетиков. Почему? Да потому, что у нас чуть ли не каждый владелец квартиры знает, как у него должна работать система отопления, и какой она ему видится. В Казахстане есть проектные институты, разработаны и апробированы температурные режимы жилья, но сплошь и рядом кто-то перепроектирует у себя в квартире систему отопления, устанавливает радиаторы на лоджиях, делает теплые полы и так далее. В итоге у одних комфорт, а другие жильцы мерзнут.

Подобное и в домах частного сектора, подключенных к теплоснабжению. Там расторопные владельцы монтируют насосы, которые гонят тепло в их жилье, ограничивая его подачу в другие дома и нарушая не только температурный, но и гидравлический режим. Однажды, договорившись с энергетиками, мы провели такой эксперимент: на некоторое время был отключен от электроснабжения сектор частных домов, откуда были жалобы на недогрев. Тем самым остановили работу насосов. Поверьте, через пару часов температура в проблемных домах начала повышаться. Я вам скажу, что мы ходим, проверяем, ищем незаконные подключения, но эффект не всегда положительный, так как эти механизмы еще надо найти, чему хозяева противятся. Поэтому надо искать какие-то меры воздействия на таких граждан.

В ходе нашей беседы главный инженер «Тепловых сетей» сделал упор и на то, что жильцы далеко не всегда заботятся о своем доме правильно. Сергей Анатольевич привел примеры, когда в подъездах окна выбиты или закрыты фанерой, не работают или отсутствуют радиаторы отопления в пятиэтажных домах – на первом и втором этажах, в девятиэтажных – с первого по пятый. Это способствует ухудшению теплового снабжения в подъездах и в квартирах. Большинству проще написать жалобу в акимат.

Эти и другие претензии к населению правомерны и требуют какого-то решения. Но в памяти и то, что Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Павлодарской области предъявлял «Павлодарэнерго» судебный иск за недоподачу тепла потребителям. Может быть, и в нынешнем отопительном сезоне у павлодарцев есть законный повод подозревать ТЭЦы в недобросовестной работе?

Это предположение Сергей Панихин отверг, сказав, что подача тепла к объектам города ведется в требуемых параметрах. И даже отметил, что по ряду объектов теплоснабжения температура «обратки», которая для циркуляции должна быть ниже, превышает норму, что говорит о том, что в домах нормальная подача теплоносителя. И, дескать, какой смысл экономить уголь на теплоцентралях, чтобы потом платить многомиллионные штрафы?

– Поймите, нам ведь тоже не нужны жалобы, потому что наша цель – бесперебойная подача тепла населению, – сказал мой собеседник. – Поэтому мы регулярно проводим анализ работы всей системы теплоснабжения. И пришли к выводу, что жильцам следует обратить внимание на замену внутридомовых сетей, чей срок эксплуатации исчисляется 30-40 годами и более. От их состояния зависит немалый процент жалоб. Вдобавок у нас в Павлодаре есть участки теплотрасс, которые затоплены грунтовыми водами. Мы фактически нагреваем их, из-за чего температура в трубах теплотрасс снижается на 10-20 градусов, и вода приходит к потребителю теплой. Сейчас акимат города разрабатывает проекты водопонижения и в нынешнем году приступает к этим работам. В этом году начали готовить генеральный план теплового снабжения Павлодара с перспективой создания и застройки новых микрорайонов и заменой старых теплотрасс, так как они тоже на пределе. Одним словом – работы много.

Подводя итоги, нужно еще раз сказать: «Павлодарэнерго» за многое отвечает в отопительный сезон, но в плане полной безаварийной работы систем теплоснабжения города, нормальной температуры в квартирах немало зависит от КСК и владельцев жилья, которые с тепловиками в одной связке. Об этом тоже надо не только помнить, но и самим предпринимать конкретные действия, помимо жалоб в акимат.

 

Сергей ГОРБУНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz