Организаторы мероприятия – департамент Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции – планировали провести брифинг с презентацией мероприятий по созданию комфортных условий в медицинских учреждениях. Однако прямая трансляция через «Фейсбук», заранее широко разрекламированная через социальные сети, кардинально изменила намеченный формат. И встреча превратилась в открытый диалог.

Сергей Молчанов:

– Будут ли главные врачи поликлиник нести персональную ответственность за развал амбулаторно-поликлинической службы?

– Я не согласен с термином «развал». Я бы сказал так: вышеупомянутая служба у нас сейчас находится на этапе развития. Напомню, в прошлом году мы передали в частные руки три поликлиники области: две в Павлодаре и одну в Экибастузе. И сейчас, спустя год после приватизации, могу с уверенностью сказать, что смена формы собственности положительно сказалась на качестве оказываемых здесь медуслуг. И это, к слову, подтверждают сами пациенты. Во время недавнего посещения акимом области Булатом Бакауовым этих лечебных учреждений люди среди произошедших перемен отметили модернизацию регистратур, сокращение очередей, обновление медоборудования и появление узких специалистов, которых до этого здесь не было. Можно обратиться к цифрам. Сегодня у нас в частных поликлиниках обслуживаются более 150 тысяч жителей. Если бы людей что-либо не устраивало, они могли бы воспользоваться возможностью во время приписной кампании перейти в другую поликлинику.

Единственный показатель, по которому мы сегодня отстаём в рамках развития амбулаторно-поликлинической службы, это всё ещё большая нагрузка на врачей общей практики. По нормативам на одного участкового врача должно приходиться не более 1700 человек. У нас этот показатель превышает отметку в две тысячи. Да, мы проводим определённую работу по разукрупнению участков. Но нам не хватает специалистов. Многие из выпускников медвузов прошлого года, на которых мы очень рассчитывали, выбрали дальнейшее обучение в резидентуре.

Ернур Нагуманов:

– Почему чтобы пройти, например, невропатолога, обязательно нужно направление от терапевта? Это создает определенные трудности. Можно ли как-то ускорить этот процесс?

– Здесь нужно понимать: больной – это не врач, чтобы самостоятельно ставить себе диагнозы. Зачастую бывает так, что симптомы одного заболевания скрываются за совершенно другим. Скажем, человек думает, что причиной его головных болей стал остеохондроз, а значит, ему прямая дорога к невропатологу, тогда как на самом деле дискомфорт может вызывать и позвоночная грыжа. А это уже компетенция нейрохирурга. Важно донести до людей, что

заподозрить наличие какого-то конкретного заболевания у человека может только врач. Именно поэтому, чтобы сэкономить время узких специалистов и самих пациентов, человеку нужно сначала пройти своего участкового терапевта, который решит, к какому именно своему коллеге перенаправить больного. И я считаю это совершенно правильным.

Анна Волченко:

– У меня вопрос по существующей системе записи, будь то к врачу или же на какую-либо процедуру. Очень часто в поликлиниках сталкиваешься с ситуацией, когда нужно как можно быстрее сделать УЗИ, а ближайшая запись есть только недели через две, а чаще всего через месяц. Пациент вынужден делать платное УЗИ. Аналогичная картина и в гинекологии, и в педиатрии. Часто грудному ребёнку срочно требуется консультация узкого специалиста, а запись на бесплатный приём к нему – не раньше чем через месяц. Как планируете решать этот вопрос?

– Если у человека случилось обострение какого-либо хронического заболевания или же требуется срочное обследование или консультация узкого специалиста, любая проблема решается по принципу «здесь и сейчас».

Алма Козбаева:

– Можно ли несколько раз в год на бесплатной основе сдавать анализы? Врачи утверждают, что это возможно лишь один раз в году.

– Если необходимые исследования входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и ваш участковый врач считает их проведение оправданным, количество анализов не может быть лимитировано. Кроме этого, анализы на бесплатной основе проводятся и на основании приказа Министерства здравоохранения «Об утверждении протоколов диспансеризации больных с хроническими формами заболеваний».

Алма Козбаева:

– Почему в Павлодарском областном онкоцентре к платным врачам можно попасть без проблем, а к специалистам, ведущим приём бесплатно, выстраиваются огромные очереди?

– Как вы знаете, сейчас полным ходом идёт строительство нового корпуса онкологического диспансера, который мы планируем сдать уже в этом году. Думаю, с открытием этого лечебного учреждения проблема очередей к онкологам будет решена, поскольку появится возможность принять новых специалистов, а значит, распределить нагрузку, сократив тем самым время ожидания пациентов своей очереди.

Антон Чашин:

– Несколько раз сталкивался с ситуацией, когда к началу приёма участкового врача ещё нет на рабочем месте. Зачастую это связано с банальными опозданиями. Но ведь это драгоценное время пациентов.

– Врач может отсутствовать на приёме только по одной причине – если он заболел сам. Ещё он может быть в отпуске. Но в этом случае приём отменяется. Во всех остальных случаях, если к началу приёма специалиста нет на рабочем месте, пациенты вправе обращаться к руководству этого лечебного учреждения и решать вопрос «здесь и сейчас». Кстати, с этого года мы, если позволяют технические возможности, переводим всех главных врачей поликлиник и больниц на первые этажи их зданий. Таким образом хотим максимально приблизить руководителей лечебных учреждений к своим пациентам. Каждый из них абсолютно открыт для общения с людьми.

…Конечно, в некоторых случаях прозвучавшие ответы, если быть объективными, вряд ли можно назвать полными и исчерпывающими. Но хорошо уже то, что борцы с коррупцией пытаются заложить традицию прямых трансляций непосредственно первых руководителей с услугополучателями. И не только в сфере здравоохранения…

 

Ирина ВОЛКОВА.

irstar.kz