Сначала в Ленинской школе №31 стоял вопрос о переносе котельной из основного здания учебного заведения. Работающий котел на дизельном топливе противоречил нормам безопасности. Школьникам повезло, что за это время никаких чрезвычайных ситуаций здесь не произошло.

И хотя нынешняя система дает немного меньше тепла, чем раньше, она гораздо экономичнее и безопаснее как для людей, так и для природы, если говорить о вреде использования дизельного топлива. Учитывая процесс горения, назвать его экологически чистым нельзя, но дым бывает разный – есть большая разница между топкой соломой и горением нефтепродуктов, между легким дымком и дымом из трубы завода.

Благодаря новой системе отопления школе удалось существенно сэкономить на затратах. Если в прошлом году перезимовать школе обошлось примерно в семь миллионов тенге, то в этом сезоне затраты на пять миллионов тенге меньше. И это учитывая, что уголь и дизтопливо обычно меняют свою стоимость только в одном направлении – в сторону увеличения. Сейчас ситуация такова, что сено и солома заметно дешевле традиционного топлива. И будет оставаться таковой по крайней мере до тех пор, пока школы массово не начнут устанавливать подобные котельные. Чем больше спрос, тем выше цена. Помимо этого стоимость самого котла – 22 тысячи евро. Согласно бизнес-плану котел должен окупиться примерно за два отопительных сезона.

Термометр на узле подачи показывает 80 градусов, этого хватает, чтобы в кабинетах было плюс 21-22 градуса. Даже когда на улице мороз ниже 30, сильный ветер.

По словам директора школы Азамата Жексенова, идея внедрить подобную технологию возникла у акима Павлодарской области Булата Бакауова во время посещения немецкого павильона на всемирной выставке ЭКСПО-2017. Суть ее заключается в котле, который можно топить биотопливом. Каких-то особых критериев для топлива нет – подойдут тюки с практически любыми видами соломы и сена. В новом котле используется контрпотоковая система горения, которую еще в 1993 году запатентовала фирма «METALERG». Эта система позволяет достичь КПД до 85 процентов, по ней изготавливаются котлы с тепловой мощностью от 40 до 700 кВт.

Процесс горения происходит следующим образом. Сначала через специальное отверстие зажигается солома, после чего включается система управления, которая запускает вентилятор. Вентилятор подает воздух, количество которого автоматически регулируется в зависимости от заданной температуры. Внутри котла воздух делится на два потока. Один поток попадает в камеру сгорания соломы и участвует в процессе газогенерации, второй подается в камеру сгорания газа для преобразования угарного газа в углекислый. Это так называемая «система противоточного сгорания», которая обеспечивает оптимальные параметры сгорания полученного газа, в результате чего на выходе получается низкое содержание угарного газа в дыму. Воздух, вдуваемый в камеру сжигания соломы, частично противодействует вылету золы, уменьшая ее содержание в дымовых газах.

Сейчас, когда за окном особенно холодно, за сутки обогрева школа тратит около сотни тюков соломы. Когда на улице потеплее, то и топлива уходит меньше – примерно на десять тюков. Проблему с топливом на всю зиму школа решила, проведя одну единую закупку еще летом. Теперь подрядчик завозит сюда солому каждую неделю. Расположенный рядом склад вмещает запас топлива примерно на десять дней.

Напомним, в августе, когда котел только-только установили, сюда приехали акимы районов вместе с Мейрамом Бегентаевым, заместителем акима области. Тогда главам районов рассказывали, настолько хорошо и выгодно ставить подобное оборудование. Так что, вполне возможно, уже в скором времени такие системы отопления мы увидим и в других школах Павлодарской области. Тем более что в Павлодарском городском отделе образования заявляют о намерении широко применять презентованные на ЭКСПО-2017 технологии.

 

Руслан ЛОГИНОВ.
Фото с сайта pavlodarnews.kz.

irstar.kz