Руки не для скуки

Вряд ли можно сказать, что Лариса с детства мечтала об этом. Как и у многих девочек, у нее, конечно, тоже были куклы. Только ее никогда особенно не привлекали игры в дочки-матери, скорее, ее игры представляли сферу обслуживания для кукол в виде стирки одежды, стрижки и даже оказания первой медицинской помощи, когда в дело идет панацея от всех кукольных болезней – зеленка.

После школы закончила машиностроительный колледж, но по специальности работать не довелось: распался Советский Союз, многие предприятия оказались на грани краха, а потом и перешагнули эту грань.

На первых порах ее здорово выручило шитье. Сначала шила одежду для себя, а потом стала получать заказы. И хотя не имела образования, подходящего для швейного дела, зато умела и любила шить. Пользовалась готовыми выкройками, помогали знакомые, занимавшиеся шитьем профессионально. Умела подключить фантазию, с помощью нескольких готовых выкроек создать что-то свое, оригинальное. Говорит, что всегда любила работать руками, ей нравилось что-то создавать, придумывать, воплощать в жизнь.

Сегодня она трудится в багетной мастерской – тоже работа руками. Это основная работа, а куклы стали увлечением, отдушиной, тем видом творчества, который помогает ей реализовать себя.

Искать и учиться

Лариса пробовала себя в разном прикладном искусстве. Например, лепила цветы – в ход шли детские наборы для творчества и различные пластичные массы, которые можно купить в магазине для рукоделия. Однако вскоре обратила внимание, что такими цветами стали заниматься многие. Потом наступил период куклы Тильды – просто небольшие мягкие куклы, которые изображают не только девочек или девушек, но и разное «зверье» – зайчат, например. «Тильда» – это скорее обозначение техники, основных принципов создания таких кукол. На смену мягкой игрушке пришло что-то другое, за другим последовало следующее. Тогда Лариса еще не помышляла о том, что когда-то будет делать настоящих статичных кукол. В то время ей представлялось, что обычный человек не может их делать. Во-первых, для создания настоящих кукол обязательно надо быть хорошим художником с необходимым образованием. Во-вторых, нужны какое-то оборудование, исходные материалы, знание по крайней мере азов ремесла. Какое-то производственное помещение.

Как и для многих других рукодельниц, взгляд на предмет ей помог изменить интернет. Он не только стал инструментом для творческого поиска, но и своего рода «университетом» – сначала смотрела пошаговые рекомендации при изготовлении тех или иных предметов, потом, выйдя на имена и сайты уже признанных мастеров, стала покупать мастер-классы в видеорежиме, так что в основном ее учеба была хоть и заочной, но зато вполне профессиональной, ведь можно было приобретать курсы самых лучших умельцев, признанных, завоевавших известность в своем деле мастеров, чьи работы ей по-настоящему нравились и о которых она могла сказать: это именно то, что она ищет, это ей хотелось бы попробовать. Например, она прошла онлайн-обучение у ижевской мастерицы Татьяны Симаковой.

Свой стиль

Какое-то время Лариса экспериментировала, пробовала разные способы изготовления кукол. Например, делала проволочную основу, на которую туго наматывала ленты из синтепона. Получалось тело, руки, ноги, мастерила голову. Такую куклу можно было не только одеть по своему вкусу, но и придать ей необходимую позу.

Сегодня нашла свой особенный стиль. Сейчас основой ей служит пенополистирол, который активно используется при утеплении домов. Она вырезает ножом основу, затем покрывает ее специальной массой для папье-маше. Не те кусочки бумаги и клейстер, которыми мы пользовались в школе на уроках труда, а специальная масса, похожая на тесто. Есть и особая кукольная глина, которая затвердевает на воздухе. В общем, сегодня существует множество самых разных композитных материалов. С ними работаешь, как с пластилином, лепишь лицо, нос, губы… Вся мимика – на усмотрение самого мастера. Впрочем, наверное, и сегодня Лариса продолжает свои эксперименты, поиски, обучение. Ей, например, очень нравятся работы московской мастерицы Ольги Егупец (которая, между прочим, родом из Казахстана). Она достигла мировой известности, ее работы пользуются спросом у российских и зарубежных коллекционеров, она лауреат первого международного конкурса «Пандора платинум» в 2014 году, ее работы постоянно представлены на коллективных и персональных выставках. Лариса никогда не копирует чужие работы, но у каждого мастера находит что-то, необходимое ей в творчестве.

Выставки

Лариса неоднократно представляла свои работы в Павлодаре. И после одной из таких выставок получила приглашение из ассоциации кукольников Казахстана принять участие в казахстано-российской выставке, организованной в Алматы в прошлом году по инициативе российского посольства, и посвященной 200-летию русского балета. Для нее это был совершенно новый опыт. Побывав на этой выставке, познакомилась с разными мастерами, с другими работами, представила свои. У нее была готова коллекция из четырех кукол, которую она назвала «Девчата с нашего двора». У каждой из них свой характер, свое имя. Например, Зойка, которую в своей аннотации Лариса назвала «самой важной птицей двора» – ведь ее единственную приняли в балетную школу, о чем свидетельствуют пуанты, которые она несет с собой. Катюша – самая добрая и отзывчивая, Глаша – застенчивая девочка, которая очень ценит настоящую дружбу и всегда готова прийти на помощь, а Лилька – самая боевая девчонка, заводила, автор самых безумных идей и неуемных фантазий.

На вопрос о том, похожи ли эти куклы на ее дворовых подруг детства, Лариса улыбается: похожа только одна – Лилька. Но сходство оказалось случайным. Многие кукольники говорят, что кукла рождается сама, мастер ей только помогает родиться. И когда эта кукла была готова, Лариса поняла, что это – та самая Лилька из ее детства, с таким же характером. Остальные «девчонки» не имеют прототипов. Зато у мастерицы такое ощущение, что каждая из них словно представилась ей, едва появившись на свет. Увидев Глашу, она поняла, что звать по-другому ее просто не могут.

Позднее мастерица приняла участие еще в одной алматинской выставке кукол – рождественской, которая проводится уже на протяжении многих лет супругами Боровиковыми в конце каждого года. Там ей удалось продать несколько своих работ попроще, так что ее поездка на выставку полностью окупилась. Главное – ее работы заметили, оценили.

Теперь она мечтает поучаствовать в престижной московской выставке на Тишинке, и ее куклы, возможно, все та же четверка или какие-то другие, посетят настоящий бал – например, «Весенний бал кукол». Попасть туда непросто, но зато такая поездка сулит множество интересных впечатлений – там представлены куклы самые разные: текстильные, деревянные, из валяной шерсти, шарнирные, статичные, изображающие персонажей литературы и кино, исторических личностей, медвежат и зайцев, и даже иногда непонятно – кого или что!


Пятый «Цветаевский каток»

На центральном катке Павлодара в городском саду прошёл традиционный культурно-спортивный праздник «Цветаевский каток». Его уже пятый год проводят общественное объединение «Славянский центр» и работающий при нём музей Анастасии Цветаевой. Эта известная русская писательница, которая жила в нашем городе в 60-70-е годы прошлого века, любила кататься на коньках и каждую зиму выходила на лёд стадиона «Трактор» вместе с внучками Ритой и Ольгой Трухачёвыми. Многие павлодарцы запомнили эту «странную бабушку», которая на беговых коньках и в длинной юбке описывала круги по стадиону…

На «Цветаевский каток» с удовольствием приходит молодёжь Славянского центра и все любители конькобежного спорта. Свою задачу организаторы этого мероприятия видят не только в том, чтобы рассказать о павлодарских страницах жизни и творчества писательницы, но и привлечь детей и молодёжь к спорту, заразить коньками… Особенностью пятого катка стало то, что на него приехали гости из Железинского района – ученики Енбекшинской школы вместе со своим преподавателем Жанар Абаевной Жамбусиновой и директором школы Жанной Аубакировной Тлебалдиной. Ребята приехали за 250 километров и нисколько не пожалели! Такой праздник запомнится надолго. Многие из них впервые встали на коньки…

Открыла праздник заместитель председателя Славянского центра Людмила Бевз, которая рассказала о цветаевских традициях Павлодара. Она подчеркнула, что каток проводится всегда 4 января, в день именин Анастасии Ивановны Цветаевой. Кстати, это и день открытия музея писательницы, и день рождения Славянского центра. Литературные праздники – «Цветаевские костры» – проводятся в сентябре-октябре во многих странах мира, а вот «Цветаевский каток» – это наш эксклюзив.

Молодёжь Славянского центра запустила в небо фонарик с надписью «Пятый каток», устроила флешмоб на льду, выстроившись буквами А и Ц. Организатор цветаевских мероприятий – директор музея А. Цветаевой Ольга Григорьева дала старт забегу. Все, кто встал на коньки, получили в подарок памятную медаль. А затем желающие смогли продемонстрировать свои умения в фигурном катании.

Встреча продолжилась в Доме дружбы, в помещении музея А. Цветаевой. Гости из Железинского района познакомились с экспонатами музея, узнали много нового о творчестве писательницы. Ко дню именин А.И. Цветаевой вышла в свет новая книга директора музея, поэта и литературоведа Ольги Николаевны Григорьевой «Зовут её Ася». В неё вошли очерк о писательнице, статьи о музее и его интересных экспонатах. Символично, что первая глава очерка «Зовут её Ася» посвящена именно катку! Называется она «Встреча на льду. Борис Трухачёв». На катке познакомилась юная Ася со своим будущим мужем…

Присутствующие поздравили автора с выходом новой книги.

Ученики Енбекшинской школы получили новогодние подарки и благодарности за участие в пятом «Цветаевском катке».

2019 год – год 125-летия А.И. Цветаевой, и в планах павлодарского Цветаевского музея ещё много интересных мероприятий и встреч.

Юрий ДМИТРИЕВ.
Фото автора.

irstar.kz