Как рассказала мама Арины Лариса Валерьевна, все началось весной этого года, когда активно обсуждалось решение о повсеместном введении в Казахстане школьной формы. Тогда эти вопросы поднимались и в школе, где учится Арина, – экибастузской школе для одаренных детей №1. Обсуждалась тема большей частью учителями и родителям. Еще тогда Арина задалась вопросом: почему за детей всегда решения принимают взрослые, почему никто не интересуется мнением тех, кому предстоит эту форму носить на протяжении целых 12 лет? И мама предложила дочери: вот и поразмышляй об этом, сформулируй свои предложения, порасспрашивай сверстников. Инициативу девочки поддержала ее классный (и научный) руководитель Алма Галымовна Нурмагамбетова, предложившая расширить и углубить исследования своей ученицы, которая часть своей работы посвятила истории школьной формы вообще. Она проводила опросы учащихся не только в своей школе, интересовалась мнением родителей и пришла к выводу, что сегодняшнее положение вещей со школьной формой не устраивает ни тех, ни других. При этом сама Арина вовсе не ратует за отмену школьной формы как таковой, она согласна со всеми требованиями к этой форме, но разве они мешают ей быть не только удобной и безопасной, но и красивой? А еще лучше – соответствовать вкусам учащихся.

Самое любопытное, что в той школе, где учится Арина, вопрос со школьной формой решен весьма демократично. Там родителей просто ознакомили с требованиями к школьной форме в Казахстане, объявили, что в школе принят синий цвет. Так что родители были вольны покупать или шить своим детям форму в соответствии с общеказахстанскими требованиями по качеству тканей и некоторым нормам внешнего вида (длина юбок и брюк у девочек). Так что даже финансовый вопрос не слишком ударил по родительским карманам. Кто-то мог приобрести недорогую готовую форму на базаре, кто-то сам садился за швейную машинку, кто-то шел в ателье.

Арина предложила свой вариант формы, которую, между прочим, она носит и сегодня. Она предпочла сарафан открытого типа: юбка-солнце и широкие бретели, которые позволяют увидеть во всей красе выбранную блузку. Такая модель поможет каждый день выглядеть по-новому, не отступая при этом от строгих норм. Стоит добавить, что такую форму можно носить долго, даже учитывая тот факт, что дети растут быстро: пришив к юбке более длинные бретели, значительно увеличиваешь и срок службы формы. Сарафаны носят и в других школах, но, как правило, это глухие закрытые костюмы, из которых видны только рукава и воротник блузки. По мнению девочки и поддержавших ее взрослых, это полностью лишает детей индивидуальности – школьница не имеет возможности одеваться относительно разнообразно и в соответствии со своим вкусом. А ведь при этом современная школа призвана как раз не лишать детей индивидуальности, а подчеркивать и развивать ее, она учит школьников самостоятельно принимать решения, быть активными, вырабатывать лидерские качества. И форма не должна становиться униформой, чтобы не превращать ребенка в «инкубаторного цыпленка».

Работу и инициативу девочки поддержали многие школьники и их родители в городе, где ее проект был признан лучшим в секции «Этнокультуроведение» среди младших школьников. Многие не только участвовали в анкетировании, но и присылали фотографии: кто в чем ходит на занятия в других школах города. К сожалению, на областном конкурсе ее работа не была отмечена. Наверное, взрослые снова решили, что мнение детей в этом вопросе учитывать совсем не обязательно. Но учителя и родители продолжают поддерживать Арину. Они надеются, что инициатива девочки не останется незамеченной предпринимателями, занимающимися пошивом школьной формы.

Галина ЕГОРОВА.

irstar.kz