Учителя подскажут

Организатором ознакомительного семинара выступил республиканский научно-практический центр «Учебник» по инициативе МОН РК. Материалы новых учебников презентовали павлодарским педагогам авторы и представители отечественных издательств: ТОО «Алматы кітап баспасы», ТОО «Корпорация «Атамұра», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», ТОО «Мектеп», ТОО «Арман-ПВ», ТОО «Жазушы», ТОО «Көкжиек-Горизонт», «Бөбек», «Cambridge University Press» и другие.

Как пояснили организаторы мероприятия, новые учебники разработаны, но делегация намерена ездить по регионам страны со своей презентацией, в рамках которой планируется принять к сведению все замечания и рекомендации со стороны самых опытных учителей и методистов. Это поможет улучшить качество учебных программ, а возможно, и пересмотреть некоторые методики.

Открывая семинар, заместитель руководителя областного управления образования Жомарт Карамбаев призвал всех присутствующих педагогов принять активное участие в обсуждении программных проектов.

– В работе 20 предметных секций принимают участие более 500 человек, среди которых педагоги начальных классов, учителя-предметники, методисты, специалисты отделов образования и руководители методических кабинетов, – отметил Жомарт Карамбаев. – Работа направлена на разъяснение обновленных учебных программ по содержательным аспектам, концептуальным подходам и структуре.

Встреча прошла с участием заместителя руководителя республиканского научно-практического центра «Учебник» Адильхана Дуйсебека. По его словам, в настоящее время на официальном сайте центра okulyk-edu.kz действует раздел «Общественная оценка учебников», где представлены все программы для четвертых, девятых и десятых классов, так как именно они с сентября 2019 года начнут заниматься по обновленному содержанию. Этот раздел создан как раз для учета мнений и предложений широкой родительской и педагогической общественности по качеству учебной литературы. Все они могут оставлять свои замечания и предложения, направленные на улучшение качества и содержания новых учебников.

– Прежде всего необходимо уяснить, каким должен быть формат современного учебника нового содержания, а уже потом смотреть и делать какие-то выводы, – говорит Адильхан Дуйсебек. – Мы не должны переписывать старые учебники, пытаясь освоить миллионы тенге, от нас требуется создать новые с учетом современных стандартов образования, то есть направленные на практическую ориентированность, умение мыслить абстрактно и анализировать. А если что-то не срабатывает или не действует методология, значит, надо пересматривать подходы. За последние три года содержание казахстанских учебников сильно изменилось. Это огромная работа авторов, которым удается их переориентировать. В то же время мы не можем губить детей перегрузками. Никакое обновление не должно вредить их здоровью!

– Адильхан Толегенович, Павлодарская область уже не первая, где вами проведены подобные семинары. Расскажите, какие пожелания от педагогов вы услышали в других регионах?

– Сегодня сложилась практика, когда педагоги на таких встречах предлагают для публикации в учебниках свои собственные задания, ведь у многих из них имеется огромный багаж наработок. Немало вопросов от учителей поступает по учебным программам. К примеру, уже в нескольких городах прозвучал вопрос по учебнику химии, где, по мнению многих педагогов, необходимо изменить последовательность подачи определенных тем. Этот вопрос будет решаться. Кроме того, отдельное внимание уделено межпредметной интеграции.

На ошибках учатся?

Безусловно, переориентация учебника требует немало времени, внимательности и усилий. Однако, как и в любой другой масштабной работе, создать сразу идеальный учебник получается далеко не у всех авторов-составителей. И это несмотря на то, что каждый учебник проходит несколько ступеней проверок и экспертиз, прежде чем попадет в руки школьника.

Многие казахстанцы вспомнят не одну историю, связанную с некорректными заданиями в школьных учебниках. А некоторые из них, кстати, вообще вводят в ступор как родителей, так и самих педагогов. Это растиражированные в социальных сетях фотографии с заданиями про известного российского шоумена Ивана Урганта, визитной карточкой баурсака и, конечно, со сказкой про «И-пызяву» с вымышленными и трудно воображаемыми героями Кукусей, Калушей и Бутявкой. О том, какие навыки тренирует вызвавшая такой ажиотаж сказка, мы спросили у Адильхана Дуйсебека.

– Действительно, такое задание было в прошлом году в учебнике русского языка за седьмой класс автора Зинаиды Сабитовой (она, к слову, окончила павлодарский педагогический вуз – прим. авт.). – Концепция этого задания, по большому счету, правильная, но все-таки получился перебор в том, что грамматику сильно сузили, а лексика вышла на первый план. По этому учебнику внесено изменение в программу, и в итоге он переиздан. Новое требование Министерства образования в подготовке учебников – над ними должны поработать ученые совместно с педагогами и методистами. В авторском коллективе теперь будут три специалиста, учитывающие психологические особенности детей и имеющуюся учебную практику.

– А почему нельзя использовать в таких заданиях фрагменты текстов казахстанских авторов? Разве это не будет более эффективным? Или все-таки так важна эта оригинальность?

– Разумеется, никто не против классики. Но, к сожалению, часто случается, что детям она не совсем интересна. Классику необходимо оставить, как основу ценностной ориентации. Но школьные задания все равно как-то приходится связывать с современностью, а значит, следует включать и современных авторов.

После завершения официальной части семинара работа продолжилась в предметных секциях, где авторы рассказали о концепции своих учебников, а педагоги, изучив материалы, смогли задать свои вопросы, высказать замечания и рекомендации.

Например, автор Жанарсын Капенова представила учителям один из своих проектов «Русский язык естественно-математического направления» (!). Этот учебник на первый взгляд кажется сложным, и далеко не все задания сформулированы в нем конкретно и понятно для школьника. Кроме того, чтобы выполнить некоторые упражнения из этого учебника, детям понадобится овладеть такими понятиями, как «толерантность», «единство народа Казахстана» и «религиозный экстремизм». Жанарсын Капенова рассказала, что работает в соавторстве с педагогами Павлодарской гимназии №3 для одаренных детей Натальей Мирошниковой и Марией Валовой.

– В традиционной методике обу­чения русскому языку мы формировали знания путем таких заданий, как прочитать и переписать текст, вставить пропущенные буквы, – поясняет Жанарсын Капенова. – Все задания в основном выполнялись письменно. При этом детям трудно давались сочинения на литературные или свободные темы. Здесь происходило отставание. Но какое-то время назад мы стали применять в основном рецептивные виды речевой деятельности (восприятие и осмысление устных и письменных текстов – прим. авт.).

В другом проекте учебника по русскому языку за 9 класс авторов Зинаиды Сабитовой и Амангельды Бейсембаева, опубликованном на сайте okulyk-edu.kz, для изучения синтаксиса, орфографии, морфологии и пунктуации предлагаются такие разделы, как «Конфликты и миротворчество», «Сухопутные страны», «Всемирная связь в XXI веке», «Дилеммы и выбор».

Участники прошедшего семинара отметили высокий познавательный эффект и значимость проведенного мероприятия, способствующего повышению методической и профессиональной компетентности учителей в использовании учебников и учебно-методических комплексов по обновленным учебным программам.

К настоящему времени ознакомительные семинары уже проведены в Алматы, Талдыкоргане, Таразе, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Павлодаре, в них приняли участие более трех тысяч учителей и педагогических работников. В научно-практическом центре «Учебник» пообещали, что все справедливые замечания педагогов будут обязательно учтены авторами.


Фото автора.

irstar.kz