Мало кто знает, но по закону с 2016 года во всех казахстанских автобусах должны стоять GPS-трекеры. А значит, движение общественного транспорта можно отследить. Для этого существуют специальные сайты и приложения. Попробуем разобраться, что из этого есть в Павлодаре, и кто за это платит.

Есть сайт

Чтобы люди не теряли зря время, стоя на остановках, в 2016 году в Павлодаре запустили сайт, где можно отследить, когда подъедет нужный автобус. Что интересно, разработкой занимались не в отделе ЖКХ. Государство вообще не потратило на сайт ни копейки, и при этом горожане пользуются сервисом бесплатно.

– Для удобства пассажиров общественного транспорта в феврале 2016 года фирмой «РАС» за счет собственных средств был разработан и запущен сайт go2.bus-pvl. Доступ к нему можно получить с любого стационарного компьютера, ноутбука или мобильного телефона, – говорит Марат Асылбеков, заведующий сектором транспорта отдела ЖКХ.

Сегодня на сайте можно отследить движение автобусов, которые обслуживают около 20 маршрутов. Точнее, 21 из 34 существующих.


Отметим, что, по официальным данным, за один день павлодарцы совершают около 246 тысяч поездок. И это только на автобусах. Люди ездят на работу и обратно, за покупками и на учебу. Для этого ежедневно на линию выходят 286 маршруток и около 160 автобусов.


С чего начиналось

Все началось в 2013 году. Тогда павлодарская фирма «РАС» за свой счет установила GPS-трекеры на 160 городских автобусов. Еще три года отдел ЖКХ оплачивал техническое обслуживание этих устройств.

Дополнительно эта же фирма запустила сайт, где в режиме реального времени можно было отследить движение автобусов, и даже установила на двух остановках специальные «умные» мониторы – на ЦУМе и Главпочтамте. Благодаря «умной» технике, придя на остановку, можно было моментально узнать точное время прибытия автобуса, время, дату и погоду.

Какое-то время сайт работал с перебоями, а потом проект вообще запустили заново. Сейчас мы видим уже новую версию этого сервиса. Что касается «умных» мониторов, со временем фирма их демонтировала.

Куда делись мониторы

Ну а что? Это был пилотный проект фирмы ТОО «РАС». Частник установил их за свой счет, а потом сам и убрал. Имели полное право. С другой стороны, в том же 2013 году городские власти пообещали павлодарцам, что ноу-хау получит поддержку.

Республиканский портал Tengrinews писал, что до конца года мониторы установят еще на четырех городских остановках: там, где собирается больше всего людей. К примеру, на вокзале. Оборудовать «умные остановки» частник должен был за свой счет, а вот содержать их обещали за счет городского бюджета. Кстати, стоимость одного такого устройства начинается от полумиллиона тенге.

К слову, ориентировались по этим мониторам не только подростки и люди среднего возраста, но и пенсионеры, многие из которых совсем не разбираются в современных гаджетах.

Со второго раза

Вернемся к сайту. Почему он стабильно заработал только со второй попытки, проще всего выяснить у разработчика. Если вдруг застанете его на рабочем месте. Поговорить с нами он согласился только после двух недель уговоров.

По телефону представитель ТОО «РАС» сообщил, что сайт – это только часть готового продукта. Фирма закупила российское программное обеспечение, которое ориентировано не столько на простых горожан, сколько на перевозчиков. Оно позволяет контролировать работу водителей. Получается, перевозчики платят за возможность мониторинга, а горожане получают приятный бонус.

– За восемь лет работы с фирмой «РАС» проблем с контролем автобусов на маршруте у нас не было. Мы и сейчас продолжаем сотрудничать, – говорит Александр Панченко, директор ТОО «Павлодарский автокомбинат».

При встрече А. Панченко напомнил нам, что с 2016 года во всех казахстанских автобусах по закону должны стоять GPS-трекеры. Однако в Павлодаре это требование выполняют не все из его коллег.

Кто придумал

Удивительно, но сегодня в Павлодаре цифровизацией сферы общественного транспорта занимается всего одна фирма. И сайт, и «умные» мониторы – это все работа одного и того же предпринимателя. Выяснить, кто регистрировал доменное имя сайта go2.bus-pvl, нам труда не составило. Эта информация есть в открытом доступе.

Доменное имя сайта go2.bus-pvl зарегистрировано на некого Сабита Наукенова. Интернет говорит, что его IT-проект стал лучшим на конкурсе стартапов в Сингапуре и даже получил финансовую поддержку от Национального агентства по технологическому развитию. Выигравший сервис работает на основе сложного алгоритма с применением технологии лингвистического анализа. Кстати, от лица павлодарской фирмы «РАС» с нами говорил то ли родственник, то ли однофамилец талантливого программиста. В любом случае, за сайтом стоят люди, отлично разбирающиеся в IT-сфере. При этом сам сервис далек от идеала.

Нам есть с чем сравнивать. Сейчас похожие сервисы работают в разных городах Казахстана. Например, костанайцы купили разработку рязанских айтишников и переделали под себя. В приложении планируется разместить даже раздел для гостей города. В нем будут перечислены все важные объекты и достопримечательности Костаная. Поставьте флажок рядом с выбранным названием, и на карте города отобразятся только те маршруты, с помощью которых можно добраться до указанного места. А еще приложение удобно для людей с инвалидностью – низкопольный транспорт уже сейчас обозначается специальным значком. Павлодарский аналог такими функциями не обременен, да и в целом разобраться в нем получается не у всех. Не все модели смартфонов корректно отображают сайт.

Спрашивается, чем павлодарцы хуже жителей Костаная? Тем более контролировать свое время и планировать свой день – естественное желание.

Хотим приложение

Мы поспрашивали людей на остановках, пользуются ли они сайтом go2.bus-pvl. Мнения разделились. Большинство о нем даже не слышали. Некоторые пользуются, но разобраться в системе смогли не сразу. Другие говорят, что гораздо актуальнее было бы приложение, адаптированное именно под мобильные телефоны. И действительно, на остановке удобнее стоять со смартфоном, чем с ноутбуком.

В отделе ЖКХ на это ответили, что сайт работает в нормальном режиме, и приложение разрабатывать они не планируют. Так что горожане, не дожидаясь поддержки от чиновников, попытались решить эту проблему сами.

– Разработка официального приложения к действующему сайту за счет бюджета или на основе ГЧП не планируется, поскольку он уже существует. Разработкой и внедрением приложения занималось физическое лицо, – уточнил Марат Асылбеков.

К слову, нам удалось разыскать создателя приложения. Им оказался обычный павлодарец Сергей Яковченко. Решив, что приложение для мобильного гораздо удобнее сайта, он разработал его самостоятельно и даже разместил в свободном доступе. Детище павлодарского айтишника – «Автобусы Павлодара», – довольно быстро набрало популярность.

– Выложено оно было в ноябре. Ближе к концу декабря насчитывалось около 300-400 активных пользователей в день. Большой скачок произошел во время январских морозов. Активность повысилась до 1000 пользователей. Сейчас средний показатель – 1600 человек в день, – пояснил Сергей Яковченко. – Я продолжаю поддерживать приложение и выпускаю под него обновления. Правда, делаю это довольно редко: раз в один-два месяца.

В прошлом году Сергей окончил магистратуру Томского государственного университета по специальности прикладная математика и информатика. Поэтому написать приложение ему было несложно. Конечно, продукт получился не идеальным, зато быстро и бесплатно. Работает приложение на основе данных с сервиса go2.bus-pvl. Разрешение на использование этой информации Сергей, конечно, ни у кого не спрашивал.

А как же пенсионеры?

Мобильное приложение и всеобщая цифровизация – это, конечно, хорошо, но всегда есть те, кому по разным причинам это недоступно. Согласитесь, далеко не у каждого пенсионера есть смартфон. Именно по этой причине в 2016 году на городских остановках расклеили схемы маршрутов. Это было удобно. Причем не только для пенсионеров, но и для гостей города. Иначе говоря, в этом случае цифровизация не отменяет бумажный носитель: они могут существовать параллельно.

Павлодарские схемы-стикеры по оформлению были очень похожи на столичные. Конечно, они были не без ошибок, не совсем понятные, но хотя бы интервал и маршрут движения по ним можно было узнать. Лучше, чем ничего. Однако через какое-то время схемы пропали.

– Из-за изменения некоторых маршрутов и ремонта остановочных павильонов схемы сняли. Сейчас мы разрабатываем новые. До конца 2018 года они должны появиться на всех автобусных павильонах, – обнадежил нас Марат Асылбеков.

На что рассчитывать

Что можно сказать в итоге? Сейчас всего 190 павлодарских автобусов оборудованы GPS-трекерами. В основном речь идет о больших автобусах, а не о маршрутках. То есть о том, когда подъедет 111-й, на сайте вы не узнаете. По крайней мере пока. Хотя по закону, как вы помните, устройствами слежения должны быть оснащены все городские автобусы.

Есть и позитивные моменты: в этом году в тестовом режиме GPS-трекеры планируют установить на 13 маршрутах малого класса. А еще нельзя забывать, что Павлодар называют трамвайной столицей Казахстана. Прямо сейчас совместно с консультантами Европейского банка реконструкции и развития рассматривается возможность установить GPS в вагонах трамваев. Скоро за ними тоже можно будет следить в режиме реального времени. Как это будет выглядеть, и кто это будет делать, пока неизвестно. Вероятно, все решит конкурс. Получается, сайт в любом случае будут дорабатывать. И значит, вопрос о приложении напрашивается сам собой.

Пока всех выручает павлодарский айтишник. Но если говорить начистоту, создать приложение – это одно, а поддерживать его работу – совсем другое. Сергей делать этого не обязан, да и, в конце концов, может сменить место жительства. Кто тогда будет обеспечивать информационный комфорт горожан – большой вопрос. Фирма «РАС» могла бы предложить свое приложение, но, по их мнению, в этом нет смысла. Руководство фирмы считает, что раз есть сайт, то ни мониторы, ни приложение никому не нужны.

Ситуация вырисовывается интересная – Сергей сделал приложение по сути незаконно. С другой стороны, у той же фирмы «РАС» нет и не может быть монополии на эти данные. Информация о передвижении автобусов по закону принадлежит государству, выдавшему лицензию на сбор этих данных. Это значит, что государство, в лице того же ЖКХ, может передать право на их использование любой заинтересованной фирме. Пока этого не происходит, но отдел ЖКХ тоже можно понять. Они не хотят тратить на разработку приложения государственные деньги. Это похвально, но почему бы не объявить конкурс? Неужели в городе нет талантливых айтишников, готовых сделать это бесплатно? Если сделают хорошо, заработают на рекламе, и на обслуживании. Выгодно будет всем: и государству, и самим айтишникам, и главное – горожанам.

А что же сейчас? Фирма «РАС» получает деньги от перевозчиков, перевозчикам в свою очередь куда важнее, чтобы автобусы вовремя выходили на линию и не ломались на маршруте – у них совсем другие заботы. В то же время фирма «РАС», в руках которой сейчас сосредоточена цифровизация общественного транспорта Павлодара, то запускает проекты в надежде получить поддержку от государства, то отказывается от своих же идей, а потом неделями прячется от журналистов. В отделе ЖКХ полагаются на инициативу павлодарцев. Вот и выходит, что информационный комфорт горожан сегодня нужен только самим горожанам.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz