Центр анализа и развития межконфессиональных отношений управления по делам религий Павлодарской области не первый год проводит подобные мероприятия, направленные на повышение знаний имамов Павлодарского Прииртышья в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Специалисты уверены, что эффективность работы с радикалами, мирным населением, в частности, с молодежью, напрямую зависит от высокой квалификации представителей духовенства. В учебном семинаре на тему «Передовые практики противодействия религиозному экстремизму», прошедшем в Доме дружбы, приняли участие свыше 120 человек, среди них государственные и правоохранительные служащие. Главными спикерами мероприятия выступили теолог-эксперт, директор центра прикладных исследований религии «Мысль» Аскар Сабдин и главный имам мечети «Аль-Машани», член РИРГ (республиканская информационно-разъяснительная группа), теолог Кабылбек Жумабеков.

Во время встречи известные религиоведы рассказали о теологическом методе борьбы с радикалами. Аскар Сабдин разработал свою программу, в которой описана правильная последовательность действий для переубеждения религиозных радикалов. Этот способ схож с обычным медицинским лечением. Эксперты сначала диагностируют человека посредством опроса или анкетирования для определения конкретных расхождений его мировоззрения с традиционной доктриной. Затем «пациента» проверяют на знание правильных хадисов Корана, параллельно показывая несостоятельность его недавних суждений.

– Наша задача – показать самые эффективные способы работы с последователями деструктивных течений и с приверженцами радикальных религиозных идеологий. Сегодня мы будем говорить о теологических методах, то есть с точки зрения религии стремимся научить духовные кадры приводить аргументы и контраргументы против убеждений этих людей, грамотно опровергать заблуждения, то есть не давить и не критиковать, а, наоборот, воздействовать деликатно, – рассказал Аскар Сабдин.

Все же полностью освободить людей от лап экстремистов теологический метод не способен, заявляют эксперты. Потому сейчас в стране еще больше усиливают работу по активизации превентивных мер.

– Вывести человека из заблуждения очень сложно, мы всегда подчеркиваем, что наше теологическое воздействие ограничивается только 20 процентами эффективности, но есть правовые, психологические методы. Все это в комплексе дает некий эффект, – говорит собеседник. – Нам нужно не бороться с последствиями, а научиться зрить в корень проблемы.

Причин, побуждающих людей вступать на кривую дорогу, множество, говорят специалисты. Это неустойчивое психологическое состояние человека, семейно-бытовые ссоры, окружение, зараженное неправильным представлением об исламе, и, конечно, материальная несостоятельность. Последнее обусловлено отсутствием равных условий труда, экономическим неравенством, что влечет за собой агрессивную настроенность общества и молодежи в частности на власть.

По информации имама экибастузской мечети Бауржана Отарбаева, еще одной из причин, послуживших быстрому распространению салафизма именно в городе шахтеров и энергетиков, стало полное отсутствие качественного учебного материала, рассказывающего об истинном исламе, в послесоветское время.

– Эти семинары приносят огромную пользу в первую очередь сельским имамам, у которых нет полного религиозного образования. Для них эта информация станет большим подспорьем. Последователей салафизма больше всего в Экибастузе. Почему? Меня туда направили из-за того, что я знаю русский язык. Многие экибастузцы не понимают казахского языка, поэтому они в свое время начали слушать проповедников из России, которые когда-то отучились в Саудовской Аравии. В 90-е годы наблюдалось ограниченное количество настоящих книг по исламу. Саудовская Аравия в свое время вкладывала деньги в переводы. Когда СССР распался, много учебных материалов пришло оттуда. Эти арабские издания привлекают девушек и парней своей простотой, где не нужно думать или вникать в тему. Есть хадисы, следуй им – и все. Это нравится людям, которые не любят думать, анализировать. Отсюда и заблуждение. Надо всегда помнить, что ислам – религия мира, она не пропагандирует насилие, наоборот, призывает к терпению и прощению, – говорит Бауржан Отарбаев.

Большую опасность сегодня в себе таит интернет. Основную информацию об экстремизме и терроризме молодые люди черпают из всемирной паутины, в частности, от общения с «электронными имамами и муфтиями». Специалисты отмечают, что сегодня социальные сети не способны противостоять радикальному контенту. Особенно если по ту сторону экрана находится молодой человек с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Так, в Павлодаре впервые на скамье подсудимых за призыв к межнациональной розни и экстремизму оказались две девушки. Фильм об их жизни показали участникам во время учебного семинара. Осужденные на трудном этапе жизни искали помощь и поддержку в интернете и попали в сети приверженцев религиозных сект, призывавших к вооруженной войне на территории Казахстана с целью уничтожить иноверцев. Активную пропаганду в регионе девушки вели на личных страницах в социальных сетях до тех пор, пока не оказались в поле зрения сотрудников КНБ. К сожалению, некоторые из их друзей успели уехать в Сирию. Сегодня девушки проходят реабилитацию и отбывают свой пятилетний срок наказания. Постепенно они возвращаются к нормальной жизни.

– Это не религия, не ислам, тебе не пытаются протянуть руку помощи, как это кажется на первый взгляд. Это все политика, ведущая грязную игру против мирных граждан, – приходит к выводу одна из осужденных – Раушан Иляева.

По завершении мероприятия все участники, в том числе имамы, получили сертификаты. В ближайшее время представители духовенства на вверенной им территории приступят к информационно-пропагандистской работе по предотвращению вступления людей в деструктивные секты.

Айдана ЕРТАЙ.
Фото Оразбека САЯХАТА.

irstar.kz