Событие! В Павлодар прибыла автоколонна из шести пассажирских автобусов «Вольво». Среди них и невиданный нами ранее двухэтажный, типа «конференц». Приобрела их компания «Межгортранс», «дочка» фирмы «Автовокзал-сервис». И это уже не первое подобное приобретение: после того, как автовокзал перешёл в частные руки, на международных маршрутах появились первые «Вольво». Теперь их только у «Межгортранса» двадцать, а всего в области – 60. Они, конечно, не новые, но вполне ходовые. Так, например, все шесть последних «Вольво» пришли из Швеции, а это шесть тысяч километров, своим ходом.

Я сам уже имел возможность оценить преимущества этих автобусов: в Барнаул ехал на алтайском «Икарусе», а обратно на павлодарском «Вольво». Разница ощутимая: более удобные и мягкие сиденья, телевизоры в салоне, есть даже туалет (куда пассажиров, само собой, не пускают). Руководство автовокзала уверяет, что приобретаются машины только скоростные (правда, на наших дорогах не шибко разгонишься), повышенной комфортности и в «северном исполнении», которые могут использоваться и в сильные холода…

Надо бы самому посмотреть салон, оборудованный по европейскому классу. Где и мягкие кресла, и столик, и холодильник, и телевизор, и прочие удобства. Рассчитан он на девять человек – путешествовать можно большой семьёй или небольшой компанией.

Павлодарский автовокзал давно переплюнул по уровню своей работы, и особенно по части приобретения комфортабельных автобусов, более крупные автовокзалы Омска, Новосибирска, Барнаула.

* * *

По сообщению Генеральной прокуратуры, уголовное дело в отношении бывшего казахстанского премьер-министра А.М. Кажегельдина направлено в суд. Он обвиняется в превышении власти, получении взяток, уклонении от уплаты налогов, незаконном приобретении, хранении и передаче оружия и боеприпасов.

* * *

Был на встрече акима Павлодара Н.И. Чмыха с журналистами. Он сообщил, что средняя зарплата в Павлодаре составляет 17836 тенге – главным образом за счёт коллективов алюминиевого и неф­теперерабатывающего заводов. В то же время горожане задолжали за тепло и горячую воду Павлодарской ТЭЦ-1 (подразделение алюминиевого завода) 328 миллионов тенге, из-за чего она отказывается поставлять в южную часть Павлодара горячую воду, а осенью вновь можно ожидать задержек с подачей тепла в жилые дома. Общий же долг горожан по коммунальным платежам превышает 600 миллионов тенге.

* * *

Благодаря Н.Г. Шаферу налажен литературный мост «Дон – Иртыш». Ростовчане публикуют в своих литературных альманахах нас, а мы в «Звезде Прииртышья» – их. Очередную полосу стихов и прозы ростовских литераторов дали в сегодняшнем номере.

* * *

Хорошие заметки «про жизнь» написала Ольга Фролова, побывавшая в малом селе Тлеубай Байконысского сельского округа. Это именно то, чего я всё время добиваюсь от собратьев по перу – нормального рассказа о том, как и чем живут сегодня люди, что говорят, о чём думают. И Ольга уже не в первый раз привозит из командировки такую мозаику жизни.

* * *

Хороший урожай трав на пойменных лугах в этом году. Уже первые покосы в прибрежных хозяйствах дают по 16-20 центнеров трав с гектара. Правда, вряд ли удастся взять этот подарок нынешнего щедрого половодья полностью, а особенно вовремя…

* * *

В области зарегистрировано уже 19 укушенных каракуртами. В двух случаях они кусали людей прямо в домах, заползая в обувь. Завезена, наконец, противокаракуртовая сыворотка – 24 дозы, которой будут лечить укушенных.

Названа и ещё одна причина появления у нас каракуртов, и, кажется, вполне правдоподобная, – нашествие саранчи. В прошлые годы её расплодилось больше, чем когда-либо. А саранча, как выяснилось, – любимое лакомство пауков, в том числе и каракуртов.

* * *

Возвращаемся в газете к эксперименту с введением новых правил пользования лифтом в одном из 16-этажных домов, когда в лифт был посажен кондуктор и брал плату за проезд в нём. В «Павлодарлифте» уверяют, что ситуация с погашением долгов за пользование лифтом в этом доме нисколько не изменилась: те, кто платил раньше, платят и теперь, а те, кто не платил, так и не платят… «Проездные» билеты (а они были главной целью эксперимента) приобрели жильцы 56 квартир из 98. Остальные либо ссылаются на забывчивость, либо платят за разовый подъём (три тенге), а вниз идут пешком, либо ездят в долг, который не возвращают. Итог: если до эксперимента жильцы были должны «Павлодарлифту» 341 тысячу тенге, то после – уже 342 тысячи. Единственный плюс – приостановление роста задолженности.

Но ведь и расходы возросли: фирма поставила за свой счёт три железные двери в подъезд, содержит кондуктора…

Состоялось бурное собрание жильцов дома, на котором представитель «Павлодарлифта» заявил, что они не могут работать себе в убыток и намерены лифт отключить. Но те, кто пришёл на собрание, а это добросовестные плательщики, были категорически против. Выдвигались разные варианты воздействия на неплательщиков: от изъятия у них части имущества для погашения долга до ликвидации лестничного пролёта после второго этажа (чтобы по ступенькам вовсе нельзя было подняться).

Пока на собрании попросили продлить эксперимент на три месяца, но неизвестно ещё – согласится ли с этим «Павлодарлифт».

* * *

Был на заседании областного акимата, рассматривавшего выполнение программ развития сельского хозяйства в моём родном Железинском районе. Есть очевидные перемены к лучшему: растут посевные площади, хотя они пока и не достигли уровня начала 90-х годов. Прибавляется скота – правда, главным образом на подворьях: крупного рогатого, лошадей и овец, налаживается переработка…

Но при всём при том народ продолжает из района разбегаться: только за последние два года численность населения уменьшилась на две тысячи человек. Это всё равно, что разом не стало целого крупного сельского округа… Почти треть подворий не имеет никакого скота, а значит, попросту нищенствует… А у тех, кто держит коров, нет возможности продать излишки молока – закуп его практически не ведётся…

Юрий ПОМИНОВ.
(Продолжение следует).

irstar.kz