Когда лебяжинцы заводят речь о народных целителях-знахарях, сразу же всплывает в памяти имя Мергалыма ата, снискавшего себе известность не только в родном лебяжинском посёлке Корт и Павлодарской области, но и в республике и даже на постсоветском пространстве. Не удивительно, что захоронение этого костоправа, обладавшего даром предвидения, в числе первых вошло в карту достопримечательных исторических мест региона, открытых для посещения любознательными туристами. А вот имя Сарыбайбише даже коренным жителям района знакомо не всем. И уж тем более любопытно, чем же так прославилась простая жительница лесного села Баимбет, жившая здесь то ли в 17, то ли в 18 веке, что её могилу включили в областную карту сакральной географии.

Её имя широкой общественности, в том числе и руководству района, открыл аким Шакинского сельского округа Тулеген Шакарманов, который много лет увлекается краеведением. Когда в прошлом году по сёлам района кинули клич предложить проекты, которые могли бы стать объектами историко-культурного наследия, шакинский любитель-краевед, до своего акимства много лет проработавший в лесхозе, вспомнил рассказы местных аксакалов о бабушке, умеющей по бараньей лопатке предсказывать будущее как отдельного человека, так и более масштабные события, касающиеся, например, целой деревни. Эти истории в Баимбете передаются из поколения в поколение, аксакалы о чудодейственных способностях жившей когда-то здесь Сарыбайбише слышали от прадедов, а те в свою очередь от своих дедов. Тулеген Шакарманов встретился ещё раз с акакалами и собрал воедино все рассказы, которые они могли вспомнить. В народной памяти Сарыбайбише осталась спасительницей села от джунгарского нашествия. Предвидя приход вооружённого вражеского войска, бабушка спрятала всё население села в лесу, а когда пришли джунгары, одна вышла к ним навстречу. Без оружия, с одной бараньей лопаткой в руках. Она что-то сказала командиру отряда, после чего рядом стоявшая телега без лошади сама тронулась по дороге. Это настолько испугало противников, что они поспешили поскорее покинуть село, находящееся под защитой апы, обладающей чудодейственной силой. Так, Сарыбайбише спасла всю деревню от верной погибели, потому что джунгарские войска не оставляли после своих нападений ни одной живой души. Она также лечила людей, используя всю ту же баранью лопатку. Кстати, если верить народной молве, эта чудодейственная лопатка и по сей день хранится в сундуке у потомков народной казахской целительницы, живущих в одном из лесных сёл в Чалдайском бору. Можно верить этому, можно нет, но Тулеген Шакарманов рассказывает, что собственными глазами, будучи ещё ребёнком, видел, как из-под земли, где захоронена Сарыбайбише, в любую зиму, даже самую снежную, наружу пробивается пар. Возможно, этому необычному явлению смогли бы дать разу­мное объяснение геологи, но ни за какие коврижки местные жители не перестанут придавать этому захоронению сакральное значение. Сейчас в рамках программы «Рухани жаңғыру» его огородили. В ближайшее время при помощи спонсоров здесь появится плиточное покрытие. Кроме этого Ернур Айткенов не исключает возможность, что со временем на этой территории появится что-то наподобие гостиничных домиков, чтобы туристы имели возможность подольше побыть на святом месте и набраться целительной энергии, как это сделано в Баянауле рядом со святой пещерой Коныр аулие.

– В Лебяжинском районе жило не меньше различных святых и знахарей, чем, скажем, в Баянаульском, который известен по большому количеству легенд и сказаний, – считает шакинский краевед. – Просто в то время не было людей, которые бы все эти истории записывали.

Сейчас в рамках программы «Рухани жаңғыру» лебяжинцы по крупицам восстанавливают эти имена, поэтому не исключено, что список историко-культурного наследия Лебяжинского района ещё пополнится, и не раз, новыми объектами.

Что касается захоронения Мергалыма ата, то все эти 32 года со дня его смерти к его последнему пристанищу не зарастает народная тропа. В этом месте есть и памятник, и камень, к которому можно приклониться. Одним словом, для паломников место оборудовано должным образом. Теперь районные власти задались целью разбить в родном селе целителя и провидца Корте парк его имени.

А по дороге на озеро Малыбай, также входящее в областную карту сакральной географии Казахстана, установить сразу несколько баннеров с легендами о его происхождении, благо, что последних насчитывается если не великое, то вполне достаточное множество. В целом же в Лебяжинском районе определено девять сакральных мест, которые уже в скором будущем станут доступными для туристов.

Ирина ВОЛКОВА.

irstar.kz